31,7K подписчиков

Линейные крейсеры. Трагедия в Датском проливе."Худ".

4,4K прочитали

Ранним утром 23 мая 1941 года в 5ч.52 мин. гордость британского флота-линейный крейсер "Худ" открыл огонь по замеченным силуэтам немецких рейдеров "Бисмарк"(линкор) и "Принц Ойген"(тяжелый крейсер) с дистанции 13 миль и начал сближаться с противником. Тем временем немецкие корабли пристрелялись по крейсеру: первый 203-мм снаряд с "Принц Ойген" попал в среднюю часть "Худа", рядом с кормовой 102-мм установкой и вызвал сильный пожар запаса снарядов и ракет. А уже около 6-00 "Худ" накрыло прямым попаданием главного калибра "Бисмарка" с дистанции от 8 до 9,5 миль .

В районе грот-мачты возник гигантский фонтан огня, после чего произошёл мощный взрыв, разорвавший крейсер пополам. Корма "Худа" быстро затонула. Носовая часть поднялась и некоторое время раскачивалась в воздухе, после чего затонула и она. Линкор "Принс оф Уэльс", находившийся на расстоянии полумили, был засыпан обломками . Крейсер затонул за три минуты, унеся с собой 1 415 человек, включая вице-адмирала Холланда. Спаслись лишь трое моряков, которых подобрал подошедший через два часа эсминец "Электра".

Германские газеты захлебывались от восторга-один из лучших кораблей королевских ВМС ушел на дно через 10 минут после начала боя.Немецкие корабли повреждений не имели.

Для англичан это была трагедия,сравнимая наверно с падением Севастополя для нас. Лондонская Times поместила сообщение о произошедшем только в понедельник и на 4-ой странице, под названием «Тяжелейший удар, который флот получил в войне».

Так закончилась история пожалуй самого известного корабля довоенного британского флота.

 Ранним утром 23 мая 1941 года  в 5ч.52 мин.

История линейного крейсера HMS Hood началась еще в Первую мировую войну,когда после гибели в Ютландском сражении сразу трех английских линейных крейсеров Адмиралтейство решило учесть все выявленные проблемы в заказанных линейных крейсерах класса "Адмирал"(4 штуки- «Худ», «Родни», «Ансон» , «Хоу» ). Корабли получили имена знаменитых английских адмиралов,в частности "Худ"-в честь прославленного флотоводца 18-19 веков Сэмюэля Худа.

Концепция предусматривала постройку хорошо вооруженных и быстроходных линкоров ака линейных крейсеров.Артиллерия у них была мощнее чем на "Куин Элизабет",да и скорость выше.Однако на бронировании пришлось экономить.

Но 8 февраля 1917 Военный комитет решил-что достройке подлежит только "Худ",т.к. проект был уже настолько устаревшим и слабым,что переделка всей серии стала нецелесообразной.

После значительных усовершенствований проекта англичане получили быстроходный ,отлично вооруженный и достаточно бронированный корабль.Соперников на море между войнами у него не было."Худ" считался прорывом в военном судостроении.

«Худ» воплотил в себе как новые конструкторские идеи, так и старые, не годившиеся для будущих войн. Он имел наклонную броню, мощную противоторпедную защиту, дальнобойные орудия главного калибра и мощные котлы. Вместе с тем он стал последним крупным британским кораблем с открытыми башнями противоминной артиллерии, которые к тому же были неудачно размещены — ни одна из изначально установленных на корабле 5,5-дюйм. (140-мм) пушек не могла наводиться по траверзу, то есть перпендикулярно курсу корабля. К тому же верхняя часть «Худа» была излишне утяжелена.

Для своего времени «Худ» казался отличным боевым кораблем, в конструкции которого воплотилось немало удачных решений, однако к началу второй мировой войны более заметны стали недостатки исходного проекта 1916 года. Новые немецкие,французские,японские и американские корабли были мощнее,защищеннее и быстроходнее.Да и конструктивно более современными.

Благодаря Лондонскому и Вашингтонскому договорам,ограничившим морскую гонку вооружений, в течение двадцати лет (до вступления в строй немецкого линкора «Бисмарк» в 1940 году) «Худ» был самым большим линейным кораблём в мире. В эти годы всеобщего внимания к флоту корабль был народным любимцем: его параметры были известны каждому англичанину. Популярность корабля была причиной того, что большую часть времени он проводил в заграничных походах, «демонстрируя флаг».

 Ранним утром 23 мая 1941 года  в 5ч.52 мин.-2

 Ранним утром 23 мая 1941 года  в 5ч.52 мин.-3
 Ранним утром 23 мая 1941 года  в 5ч.52 мин.-4
 Ранним утром 23 мая 1941 года  в 5ч.52 мин.-5

 Ранним утром 23 мая 1941 года  в 5ч.52 мин.-6

HMS «Худ» Hood заложен 1 сентября 1916 г., спущен на воду 22 августа 1918 г. ,вступил в строй 15 мая 1920. Погиб 23 мая 1941.

Итак, HMS «Худ» Hood

Водоизмещение 41 000 тонн порожнее, 41 125 тонн стандарт,
46 480 тонн полное. Длина 267,5  м максимальная, 259,4 м по ВЛ,
247 м между перпендикулярами. Ширина 31,7 м. Осадка 9 м средняя.

Бронирование- пояс: 305 мм
верхний пояс: 127—178 мм
барбеты: 305 мм
палуба: 25+76+38 мм
боевая рубка: 76,2-280 мм
противоторпедная переборка: 38 мм

Двигатели 24 котла системы Ярроу, 4 ТЗА Браун-Кертиса, (1 ТЗА 36 000 л. с.),144 000 л. с..Движитель 4 трёхлопастных винта постоянного шага, диаметр 4,57 м, вес 20,3 т, марганцовистая бронза. Скорость хода 31,9 узла. Дальность плавания 5332 морские мили со скоростью 20 узлов (на 1931 год); 4000 морских миль (20-узловой скоростью); 7500 морских миль на ходу 14 узлов. Экипаж 1477 человек. Вооружение-4×2 381 мм (15"/42 Mark I), 12×140 мм. Зенитная артиллерия 4 × 102  мм. Минно-торпедное вооружение 4 × 533 мм (21 дюймов) надводных и 2 подводных торпедных аппаратов. Авиационная группа 1 гидросамолёт "Фэйри-III.F», 1 катапульта типа F-IV-H

С 1920 по 1927 год линейный крейсер прошел ряд незначительных модернизаций по замене различного оборудования на более современные экземпляры.

С июня 1929 года по май 1931 HMS Hood прошел самую значительную модернизацию, во время которой дополнительно были установлены два восьмиствольных 40-мм зенитных автомата «Пом-пом» Mk VIII в установках Mk V с силовым приводом по бокам от дымовых труб .

Осенью 1937 года HMS Hood прошел модернизацию в Мальте, во время которой в основном усиливалось зенитное вооружение. В средней части шельтердека установили два одиночных 102-мм зенитных орудия Mk V. Вместо кормового поста управления торпедной стрельбой установили восьмиствольный 40-мм автомат пом-пом Mk VI. По бокам от кормовой надстройки установили два счетверенных 12,7-мм пулемета. На этой же верфи в мае-июне 1938 года в передней части спардека были демонтированы два 140-мм орудия, вместо которых установили две одиночных установки 102-мм орудий Mk IV.

Во время ремонта и модернизации, проходивших в Порсмуте с ферваля по июнь 1938 года, вместо двух 102-мм орудий Mk V установили четыре спаренных установки того же калибра типа Mk ХVI. В июле-августе того же года были окончательно демонтированы все оставшиеся одиночные 102-мм орудия, а также 140-мм орудия на шельтердеке.

Во время Второй мировой войны, линейный крейсер HMS Hood вместо 140-мм орудий получил три спаренных установки 102-мм орудий Mk ХIХ, а также четыре ракетных установки UP. Пятая ракетная установка расположилась на крыше башни В. Последняя модернизация состоялась в Росайте с 16 января по 15 марта 1941 года, во время которой в основном обновлялось радиолокационное оборудование. Были установлены антенны артиллерийской РЛС типа 284, а также антенны радара типа 279 М.

 Ранним утром 23 мая 1941 года  в 5ч.52 мин.-7
 Ранним утром 23 мая 1941 года  в 5ч.52 мин.-8
 Ранним утром 23 мая 1941 года  в 5ч.52 мин.-9
 Ранним утром 23 мая 1941 года  в 5ч.52 мин.-10
 Ранним утром 23 мая 1941 года  в 5ч.52 мин.-11
 Ранним утром 23 мая 1941 года  в 5ч.52 мин.-12
на входе в гавань Плимута
на входе в гавань Плимута
в американских водах
в американских водах

Уже 17 мая 1920 "Худ" становится флагманом эскадры линейных крейсеров Атлантического флота и вплоть до своей гибели неоднократно он был флагманом эскадры Флота метрополии.

С началом войны регулярно выходил на патрулирование, сопровождение конвоев и на охоту за немецкими рейдерами.

Засветился "Худ" и в неблаговидных операциях-

23-24 декабря 1939 года HMS Hood вместе с легкими крейсерами прикрывал конвой транспортов с оружием для Финляндии (в период советско-финской войны).

2-4 июля 1940 года в составе Соединения Н принял участие в операции «Катапульта» - нейтрализации французского флота в Оране, Алжир. С 17 ч 55 минут до 18 ч 04 минут корабли соединения Н обстреляли стоявшие в порту корабли ВМС Франции. Линкор"Бретань" в результате обстрела взорвался, линкоры"Дюнкерк" и "Прованс" получили тяжелые повреждения. Французы понесли тяжелые потери в результате данной акции британского флота- более 1 300 моряков убито. Британский флот понес минимальные потери: на HMS Hood двое было легко ранены.

Вскоре основной задачей Флота метрополии стала охота за новейшим немецким линкором "Бисмарк".

На основе донесений разведки о вероятной попытке прорыва немецкого линкора Bismark в Атлантику все корабли британского флота приведены в состояние полной боевой готовности. 21 мая 1941 года в 23 ч 56 минут HMS Hood, линкор HMS Prince of Wales и шесть эсминцев вышли из Скапа-Флоу в Хвальфьорд. 22 мая HMS Hood и корабли эскорта направлены в воды южнее Исландии, так как по данным разведки линкор Bismark и тяжелый крейсер Prinz Eugen покинули норвежский порт. Из Хвальфьорд HMS Hood имел возможность осуществить перехват германских рейдеров в Датском проливе и в Фареро-Исландском проходе. 21 мая получено донесение о следовании немецких кораблей в Северную Атлантику для атаки конвоев союзников. 22 мая соединение под командованием вице-адмирала Ланселота Холланда, в составе: линейный крейсер HMS Hood (флаг командующего) и линкор HMS Prince of Wales, а также 6 эсминцев вышли в море на их перехват.

Перехватить немцев удалось,только для "Худа" это закончилось трагедией. Недостатки конструкции образца 1916 г. проявились немедленно, как только 23 мая 1941 г. «Худ» вступил в артиллерийскую дуэль с «Бисмарком» и пал жертвой одного залпа — в действительности, возможно, всего одного снаряда с немецкого линкора. Наводчики орудий главного калибра «Бисмарка» направили свои снаряды прямо между второй трубой и главной мачтой «Худа». Прямое попадание в погреб боеприпасов (или в котел) вызвало сильнейший взрыв, после которого из 1500 членов команды в живых осталось только три человека.

Одна из немногих дуэлей линейных кораблей в период второй мировой войны.

 Ранним утром 23 мая 1941 года  в 5ч.52 мин.-15

систематизированный каталог статей канала-по ссылке:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам