Отрывки из книги А. А. Турилова, А. В. Чернецова «Отреченная книга Рафли».
«Книга Рафли впервые упоминается в двух важнейших исторических источниках середины XVI в. — в «Стоглаве» и «Домострое». В постановлениях Стоглавого собора эта книга возглавляет список запретных книг: «... злые ереси кто знает и держится: рафли, шестокрыл, воронограй, острономии, зодеи, алманах, звездочетьи, аристотель, аристотелевы врата и иные составы мудрости еретический». Второй раз Рафли упоминаются наряду с «Аристотелевыми вратами»: «...и во аристотелевы врата и в рафли смотрят».
Сходные сведения имеются в «Домострое»: «... к сему же чарование и волхвование и наузы, звездочетье, рафли, алманахи, чернокнижье, воронограй, шестокрыл, стрелки громовные, топорки, усовники, днокамение, кости волшебные...»
Очевидно, в середине XVI в. книга Рафли пользовалась значительной известностью. Вместе с тем до последнего времени текст этой книги известен не был…
Названия двух книг, которые помещены непосредственно рядом с Рафлями в «Стоглаве» — «Шестокрыл» и «Аристотелевы врата», дают основания предполагать, что эта книга пришла на Русь в общем потоке переводных гадательных сочинений, распространение которых было связано с ересью «жидовствующих». Действительно, о популярности в еретической среде книги «Шестокрыл» прямо говорится в источниках конца XV в. «Аристотелевы врата» впервые упоминаются несколько позже в одном из посланий Максима Грека. Однако яркие черты западнорусского происхождения (особенности языка, включая полонизмы) и наличие ориентализмов в тексте показывают, что это произведение относится к одному кругу с «Шестокрылом» и некоторыми другими произведениями, распространявшимися в связи (или параллельно) с ересью. Текст «Стоглава» прямо указывает на гадательный характер книги Рафли.
В «Стоглаве» раскрываются конкретные причины, вызвавшие осуждение этой книги. «Да в нашем же православии тяжутца нецыи ж неправо и поклепав крест целуют или образ святых, на поле бьются и кровь проливают и в те поры волхвы и чародейники от бесовских научении пособие им творят: кудес бьют и во Аристотелевы врата и в Рафли смотрят и по звездам и по планитам гадают и смотрят дней и часов и теми дьяволскими действы мир прельщают и от бога отлучают и на те чарования надеяся поклепца и ябедник не миритца и крест целуют и поклепав убивают».
Таким образом, «Стоглав» осуждает употребление книги Рафли потому, что производившиеся по ней гадания могли использоваться для введения в заблуждение правосудия — лжесвидетельства, ложного целования креста, что эти гадания использовались для моральной поддержки участников судебных поединков, отстаивавших неправое дело. Упомянутая наряду с книгой Рафли книга «Аристотелевы врата, или Тайная тайных» действительно содержит руководство для гадания об исходе поединка.
На первый взгляд этому противоречит то, что Иван IV и его приближенные не раз выступали против суеверий и астрологии. Так, в постановлениях Стоглавого собора, созванного по повелению царя, осуждаются гадательные книги, в том числе и книга Рафли (в одном случае упомянутая на первом месте среди гадательных книг). Своим противникам Иван IV нередко адресовал обвинения в попытках его околдовать. Он отказался принять от датских послов в подарок часы, поскольку на них были изображены аллегории планет. Идеолог режима Ивана Грозного — Пересветов резко осуждает влияющих на царей посредством чародейства.
Вместе с тем сам Иван Грозный и его ближайшие предки сами подвергались обвинениям в склонности к чернокнижию. Так, князь Курбский называет бабку Ивана IV Софью Палеолог «чародеипей греческой». Действительно, в летописях сохранились сведения об опале на нее Ивана III за то, что она обращалась к «бабам лихим». Сам Иван III одно время находился под влиянием еретиков жидовствующих, которые заинтересовали его чародеянием и астрологией. По-видимому, не лишен был интереса к астрологии и отец Ивана IV Василий III. Во всяком случае, его личным врачом был Николай Немчин (Булев), бывший одновременно астрологом и распространявший свои взгляды среди русских бояр. Сохранились записи свидетельских показаний о колдовских обрядах, с помощью которых первая жена Василия III пыталась вызвать к себе любовь великого князя. Бабка Ивана IV Анна Глинская обвинялась в совершении чародейских обрядов с целью поджечь Москву. Согласно свидетельствам Курбского, само рождение Грозного произошло только после обращения Василия III и Елены Глинской к лапландским и иным волхвам.
Князь Курбский в письмах Грозному сообщает, что он слышал о его склонности к чародейству, но не может этому поверить. Однако ряд свидетельств современников говорят о том, что этому верить можно.
Действительно, к Ивану Грозному был долгое время приближен Елисей Бомелий, о котором сохранилось мнение как о «лютом волхве». К моменту кончины Грозного, по свидетельству Горсея, в Москву были свезены более 60 лапландских волхвов, которые предсказывали ему по звездам. Наконец, в «Сказании некоего боголюбивого мужа», героем которого, по-видимому, выведен Грозный, описывается приближенный к царю чародей, пользовавшийся огромным влиянием на царя и производивший с ним гадания почти каждый день. Судя по всему, Иван IV относился к характерным суевериям XVI в. как человек своего времени. Поэтому постановка вопроса о том, не принадлежал ли к его ближайшему окружению автор крупнейшей русской компиляции на темы мантики и астрологии, вполне правомерна».
Каким образом происходило гадание?
«В начале гадания гадающий проставляет не считая, бессознательно шестнадцать рядов точек. Далее он выясняет, четное или нечетное число у него получилось в каждом ряду. Для этого предписывается попарно соединять соседние точки чертой. Первые четыре ряда точек сводятся в первую геомантическую фигуру («израз»). Отдельная фигура состоит из четырех элементов, расположенных друг над другом. При этом четное число точек в первом ряду дает две точки (или, как в публикуемой рукописи, заменяющую их черту — ср. технику установления четности в рядах точек), а нечетное — одну точку. Таким образом, целая фигура состоит из точек и черточек («палок») в той или иной комбинации, число которых ограничено 16. Каждая такая комбинация — фигура, «израз» — имеет особое название, и ей приписывается то или иное отношение к стихиям, планетам и зодиакальным созвездиям. Так образуются четыре первые фигуры. Следующие четыре «дочерних» фигуры (ШИ) образуются так. Верхний ярус первой фигуры переносится в верхний ярус пятой, верхний ярус второй фигуры переносится во второй ярус той же пятой фигуры и т. д. При этом пятая фигура составляется из верхних ярусов первых четырех фигур, шестая — из их же вторых ярусов и т. д. Третье поколение фигур (nepotes) выводится из первого и второго другим способом, посредством своеобразного «сложения». Теперь фигуры складываются попарно, первая со второй, третья с четвертой и т. д. Если сложение точек в верхних ярусах первой и второй фигур дает нечет, то верхний ярус девятой фигуры — точка, если чет — то две точки или заменяющая их черта. Из полученных таким образом четырех фигур получают тем же способом еще две, 13-ю и 14-ю, а из них — 15-ю. 16-я и последняя фигура выводится тем же способом из 15-й и 1-й. Поскольку первые восемь фигур пишутся в одну строку, а выводимые из них путем сложения — каждая под той парой, из которой она выведена, общий вид развернутого гадания («суда») приобретает весьма характерный вид».
«Значение каждой из 16 фигур истолковывалось в зависимости от порядкового места («дома»), в котором она находится, причем первые 12 «домов» характеризовали различные стороны жизни. Последние четыре «дома» должны были дать более общую оценку будущего; кроме того, в них могло содержаться указание на то, что все гадание ложно и его следует повторить».
Примеры расшифровок гаданий: «Врата 03: «Коли хотеть познати, грамотник ли сын будет». Возможные ответы: «Не быть в попех, в диаконех и умрет»; «Не бывать попом, будет у места сидети дьяком»; «Поп будет честен, а жить в монастыре»; «Будет славен и богат поп и страшен (!) в людех». Врата 42: «Кто седит в заточении, скоро ли ему будет выпуск, или не будет». Возможный ответ: «Ох, горе тебе, брате, бедному, будет скончатися от огня палящего в струбе». … Врата 60: «Разсмотряти, в кой день сладко ясти». Вариант ответа: «Среднее яжь — хлеб да капусту, шти, квас, воду...».
Вы читаете канал музея-заповедника «Александровская слобода», известного как #МузейИванаГрозного.
Александровский кремль – это не просто точка на географической карте. Это – уникальный дворцово-храмовый ансамбль XVI в., в котором размещалась резиденция первого русского царя, на 17 лет (1564-1581) ставшая столицей России. Кровавые события опричнины и борьба за объединения русских земель, зарождение книгопечатания и тайна смерти царевича Ивана, судьба исчезнувшей царской Либерии и семейные драмы Ивана Грозного – все это «Александровская Слобода» с ее белокаменными дворцовыми палатами, Домовым храмом Ивана IV, многочисленными историческими и художественными выставками. Ноу-хау музея – разнообразные анимационные программы и творческие экскурсии-занятия, на которых каждый посетитель становится участником действа и которые пользуются огромным успехом у российских и иностранных туристов.