Три фильма великого Сергея Параджанова будут показаны на фестивале "Зеркало" в рамках программы "Спецпоказы".
1. "Акоп Овнатанян". Десятиминутный фильм рассказывает об основателе современной армянской живописи, мастере портрета и миниатюры, которого называли "тифлисским Рафаэлем". Сергей Параджанов в совмещает картины Овнатаняна и сцены из жизни Тбилиси XIX века, оживляя на экране культурную историю города.
2. "Арабески на тему Пиросмани". Влюблённый взгляд одного гения на другого.
3. "Киевские фрески". Незаконченный фильм Сергея Параджанова, в котором режиссер рассказывает о трагедии войны языком кинематографических метафор и образов. События Второй мировой войны снимались в современном Киеве, в условных декорациях и без каких-либо исторических стилистических ограничений.
Один из двух, как мне кажется, главных показов фестиваля этого года.
Параджанов - это стихия. Параджанов - гениальный визионер. Параджанов - режиссёр фантастически красивых фильмов.
Для Параджанова плёнка была холстом.
Я всегда был пристрастен к живописи и давно уже свыкся с тем, что воспринимаю кадр как самостоятельное живописное полотно."
Как режиссёр он снял девятнадцать фильмов, среди них есть утерянные и незавершённые.
Пусть он говорит сам за себя. Цитата из статьи Сергея Параджанова "Вечное движение":
"Нам, кинематографистам, нужно сегодня учиться у таких педагогов, как Брейгель, Архипов, Нестеров, Корин, Леже, Ривера, у примитивистов - у них цвет был не только настроением, дополнительной эмоцией, но и частью содержания. Речь идёт, в сущности, о всей изобразительной культуре, которую глупо рассматривать, как некий наряд, украшение, но которая сама по себе содержательна, идеологична. Как-то я прочёл прекрасный эпизод из жизни Делакруа - в общем-то известный. Некая дама предложила ему сюжет для картины: герцог Веллингтон беседует, уединившись, с князем Меттернихом. Эту сценку она наблюдала в посольстве. Делакруа, отвесив поклон, возразил: "Для истинного художника это было всего лишь синее пятно рядом с красным пятном." И тот же Делакруа, когда его спросили, какой предмет он хотел изобразить в руках воина, ответил: "Я хотел написать блеск сабли. Не саблю, а блеск сабли".
Когда я узнал в 1990 году, что он умер, то закрылся в ванной и плакал.