Мне кажется, что фраза «Пушкин – наше все» является самой избитой и часто употребляемой. Причем конечно, никто уже не вдумывается в смысл того, что она несет. А ведь на самом деле, поэт сопровождает нас всю жизнь, и любой ее период можно описать стихами гения.
Сначала он робко входит к нам в детстве. Сказки Пушкина читают мамы и бабушки, кому-то они нравятся, кому-то нет, но цитаты запоминаются надолго, если не навсегда «белка песенки поет, да орешки все грызет», «а ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой», «ничего не сказал рыбка, лишь хвостом по воде плеснула».
В школе начинают уже серьезно «изучать», чем конечно сильно подрывают только что народившуюся любовь к прекрасному слогу. Но зато показывают другого Пушкина, писателя, мастера повествовательного слога. «Повести Белкина», «Капитанская дочка», «Арап Петра Великого». Школьные программы меняются, но Пушкин хотя бы в минимальном объеме остается всегда.
Ну и конечно стихи наизусть. Редкий школьник не бубнил «Унылая пора, очей очарованье, приятна мне твоя прощальная краса, люблю я пышное природы увяданье».
И вот кульминация – изучение «Евгения Онегина». Я помню это как сейчас, я перечитывала роман бессчетное количество раз, я могла (да и сейчас могу) цитировать бесконечно, начиная с «мой дядя самых честных правил, когда не в шутку занемог, он уважать себя заставил и лучше выдумать не мог..».
Конечно, мы учили письмо Татьяны к Онегину, но мне тогда, нравился другой отрывок, а именно прощальный монолог Татьяны, когда Онегин приходит выяснить их отношения. Мне пятнадцатилетней так нравилось, что она отбрила его, что отомстила (мне тогда именно так казалось) за всех несчастных, поруганных девушек, что монолог я читала в классе с непередаваемым надрывом. Чем довела до слез одну из наиболее чувствительных одноклассниц именно в тот момент находившуюся в разрыве с ее любовью всей жизни конечно. «Но я другому отдана и буду век ему верна».
Сегодня я чаще открываю томик Пушкина для того, чтобы получить ответ на вопрос «Что было, что будет, чем сердце успокоится?», чем просто насладиться слогом. Поэт прекрасный астролог и предсказатель). И если вдруг хочется получить ответ свыше, то погадать на томике Пушкина – проверенный метод. В детстве мы конечно еще вызывали его дух в форточку и двигали блюдце. Дух нещадно ругался, но имя моего первого мужчины назвал точно.
Но когда действительно мутно и тягостно, я знаю, что всегда есть живительный источник – это любимые книги, и книги Пушкина – одни из них. Потому что, прожив мало, знал он про жизнь все. И вряд ли в ближайшее столетие родится другой.
Здесь Пушкин погребен; он с музой молодою,
С любовью, леностью провел веселый век,
Не делал доброго, однако ж был душою,
Ей-богу, добрый человек.