Имя Цицерона многим знакомо с детства. Более того - оно часто употребляется в нарицательном смысле, типа "какой цицерон выискался" - о ком-нибудь, кто достал всех своими речами. Действительно, это был выдающийся оратор, его речи считаются классическими по красоте слога и логике аргументации. Однако не все знают, что он был и интересным философом, первым употребившим термин "культура" в том смысле, какой мы вкладываем в него сейчас.
До Цицерона понятие cultura означало исключительно то, что посажено людьми в землю, в смысле сельхозкультура. Это значение сохранилось и сейчас, но, помимо него, распространилось и то, которое ввел Цицерон в своем труде "Тускуланские беседы"- культура как мир, созданный человеком вообще.
Как и любой значительный древний римлянин, Марк Туллий Цицерон (106—43 до н. э.) был погружен в политические интриги своего времени. Хотя он происходил не из знатной семьи, тем не менее, руководимый честолюбивым отцом, получил прекрасное образование, и уже в юные годы начал выступать с речами, зарабатывая себе известность. Тогдашнее образование предполагало знание греческого языка и трудов великих греков. В этом Цицерон преуспел. Выступления же на публику были возможны на суде, так что Марк Туллий научился отлично разбираться в нормах права и использовать их для своей аргументации.
Известность в качестве превосходного оратора сделала Цицерона политическим деятелем. Он был замечен, получил должность квестора, а потом и консула.
Как философ, Цицерон придерживался взглядов стоиков и скептиков, хотя признавал величие учений Платона и Аристотеля. Он прекрасно знал как их труды, так и других греческих мыслителей и умело компилировал их. Себя Цицерон скромно не причислял к философам, он вообще относился к собственной персоне со здоровым скептицизмом и был сдержан и ироничен в самооценках.
Следуя стоической традиции, Цицерон полагал, что начало мира заложено разумной волей, однако не признавал идею стоиков относительно божественной предопределенности. Он считал, что никаких персонифицированных богов не существует, а божественное начало мира едино и выражено в законах природы. Мир устроен разумно, он опирается на порядок, который находит выражение и в общественной жизни, что должно поддерживаться государственной властью.
Согласно Цицерону, душа человека изначально обладает моралью, то есть этическое начало человеческой натуры он считал естественным. Мораль предполагает жизнь в простоте, следуя природным законам, и поддерживание принципа меры. Никаких излишеств - вот кредо Цицерона.
По своим политическим взглядам Марк Туллий был республиканцем и боролся против авторитаризма единоличной власти, к которой так стремились римские императоры. Он участвовал в политических интригах и заговорах, после убийства Юлия Цезаря обрадовался, что будет восстановлена республика, но увы. Марк Антоний подослал к нему убийц.
Свою смерть Цицерон принял, как и положено стоику, со спокойным мужеством. Его голова и руки были доставлены Марку Антонию и выставлены на всеобщее обозрение. Говорят, жена Антония Фульвия изливала свою ненависть к Цицерону, измываясь над его мертвой головой, втыкая в язык иголки. Психованная какая-то...
Давайте ссылки на мой канал и читайте еще здесь:
Праздник с точки зрения культурологии
А вот тут занятная статья для интересующихся мифами:
Кто такие сивиллы и почему они находятся на потолке Сикстинской капеллы