Иеган де Везле (Jehan de Vézelay), также известный как Иоанн Иерусалимский (1042-1119), был одним из рыцарей, около двадцати лет своей жизни посвятивший крестовым походам и войнам с арабами. По мнению историков, точно установлено его участие в освобождении Иерусалима в 1099 году. О нем также говорят как об одном из основателей ордена тамплиеров и весьма успешном прорицателе своего времени, сумевшем предвидеть события вплоть до начала XXI века.
Однако ученые склонны считать большую часть рассказов об Иоанне Иерусалимском обычными легендами, возникшими в последующие столетия из-за путаницы в описании событий и лиц, в них участвовавших. Что же является правдой, а что вымыслом в том, что мы можем узнать сегодня об Иегане де Везле?
Ко всему, что говорят об этой интереснейшей личности, историки советуют относиться с некоторой долей скепсиса. Хотя бы потому, что тамплиеры чуть ли не с первого дня существования своего ордена и до наших дней окружены ореолом таинственности. Порой им приписывают вещи, к которым они не имели никакого отношения. Почему-то среди всех католических орденов именно тамплиеры стали объектом, чаще всего упоминаемым сторонниками конспирологии. Иоанн Иерусалимский так же мог стать их жертвой. И все же…
Никто из ученых не смог ни точно подтвердить, ни окончательно опровергнуть того факта, что Иоанн Иерусалимский за год до своей смерти стал основателем ордена тамплиеров. В конце концов положение, которое он занимал в средневековом обществе, позволяло ему оказаться в числе творцов истории. О нем рассказывали не только как о воине-крестоносце, но и как об ученом, враче, астрологе, умевшем «читать и слышать небеса».
Легенды гласят, что Иоанн Иерусалимский надолго уходит в пустыню, чтобы молиться и медитировать, а возвращался оттуда с новыми знаниями о будущем человечества. Известно также, что ряд своих пророчеств Иоанн Иерусалимский записал в особую секретную книгу, которая затем была размножена тиражом в семь экземпляров.
Копии этой книги были переданы великому магистру ордена, который, в свою очередь, передал одну из них Бернару Клервосскому, французскому аббату и главному реформатору бенедиктинского монашества. Еще одна книга, судя по всему, отправилась в Рим и до сих пор хранится в Ватикане. Третий экземпляр, предположительно, мог попасть в руки Нострадамуса, что помогло ему стать великим ученым и одним из самых известных прорицателей Европы.
Есть сведения о том, что несколько экземпляров во время Второй мировой войны СС изъяло в одной из синагог на территории Польши. А после поражения Германии их увезли в Москву, где они, предположительно, хранятся в архивах КГБ. По другой версии, книги Иоанна Иерусалимского были обнаружены в Свято-Троицком Сергиевом монастыре под Москвой, но что с ними стало потом – неизвестно.
А в 1994 году во Франции издатель Жан-Клод Латте опубликовал пророчества Иоанна Иерусалимского, в которых было очень подробно описано все, что происходит в наше время. В частности, речь идет о массовой миграции, проблеме наркомании, загрязнении окружающей среды, роли технологий и СМИ в обществе ХХ–ХХІ столетий.
Проблема в том, что никто из экспертов не видел оригиналов книги Иоанна Иерусалимского. Поэтому невозможно сказать, имеет ли вообще отношение к нему изданная во Франции книга. Единственным более-менее авторитетным источником мог быть исследователь из России М. Гальвиски, на которого обычно ссылаются, говоря об Иоанне Иерусалимском. Но опять-таки возникает естественный вопрос: откуда черпал информацию сам русский ученый? То ли у него был доступ в архивы КГБ, то ли он читал один из тех экземпляров книги пророчеств, следы которых давным-давно потеряны.
Кстати, личность этого исследователя также весьма загадочна. Мы знаем о нем лишь то, что он получил книгу Иоанна Иерусалимского, перевел ее и опубликовал во Франции. Поэтому и здесь нельзя исключать банального мошенничества и фальсификации, с которым историки частенько сталкиваются.
Некоторые ученые полагают, что легенды об Иоганне Иерусалимском возникли в результате того, что к его жизнеописанию добавили факты из биографии других исторических личностей. Например, Иоганна из Иерусалима, Робера ІІ, герцога Бургундии, жившего в XIII веке, или Пьера-Жерара де Мартига, основателя военного ордена Святого Иоанна Иерусалимского, впоследствии ставшего Мальтийским орденом.
Также существует предположение, что имя Иоанна Иерусалимского в действительности было всего лишь прозвищем де Мартига или же какого-то другого рыцаря, настоящее имя которого не осталось в истории.
Впрочем, какой бы не оказалась истина, личность Иоанна Иерусалимского не становится менее легендарной. Его готовы почитать даже в том случае, если он окажется обычным литературным героем.
Все сюжеты и темы для публикаций я ищу, перевожу и оформляю, потому что это мне интересно. Хочу верить, что это интересно и вам. Здорово, когда есть единомышленники! Буду благодарен за лайки, комментарии и подписку на канал!