Термин был придуман архитектором Кристофером Александером в одноименной книге 1977 года, "a Pattern Language".
Кристофер Александер использовал его для обозначения общих проблем проектирования и строительства зданий и городов, и намечал, как они должны быть решены. Решения, предложенные в книге, включают в себя предложения, начиная от того, как города и поселки должны быть структурированы и вплоть до того, где в комнате должны быть размещены окна. Шаблоны помогают нам запоминать идеи и знания о дизайне и могут использоваться в сочетании для создания решений.
Книга "Язык шаблонов" детализирует 253 шаблона, которые служат общими руководящими принципами для дизайна.
"Каждый образец, или шаблон, описывает проблему, которая возникает снова и снова в нашей среде, а затем описывает ядро решения этой проблемы таким образом, что вы можете использовать это решение миллион раз, никогда не делая это одинаково дважды”. - К.Александер
Вот некоторые из них:
14-16. Идентифицируемые округи, их границы и транспортная сеть
Любой город, даже самый крупный, обычно бывает разбит на районы. которые делятся на отдельные округи, или микрорайоны. Чтобы жители таких округ узнавали друг друга, запоминали и могли с легкостью взаимодействовать, их размер не должен превышать приблизительно 7 тысяч жителей; для отдельного жилого комплекса критерий запоминания - около 500 человек. Он пишет:
Помогите людям определить районы, в которых они живут, и которые не должны превышать численность более 400 или 500 жителей. В существующих городах поощряйте местные группы к самоорганизации для формирования таких районов. Дайте районам некоторую степень автономии в том, что касается налогов и контроля над землей. Держать основные дороги за пределами этих районов.
Наличие границы имеет важное значение для района. Если граница слишком слаба, окрестности не смогут поддерживать свой собственный идентифицируемый характер. Следовательно, нужно поощрять формирование границы - хотя бы символической - вокруг каждого района, чтобы отделить его от соседних районов. Сформируйте эту границу, закрыв улицы и ограничив доступ к району - сократите нормальное количество улиц хотя бы наполовину. Поместите шлюзы в тех точках, где ограниченные пути доступа пересекают границу; и сделайте пограничную зону достаточно широкой, чтобы содержать места встречи для общих функций, разделяемых несколькими районами.
36. Уровни публичности
Люди разные, и то, как они хотят разместить свои дома в городской среде, является одним из самых основных видов различий в типах застройки.
Необходимо делать четкое различие между тремя видами домов - на тихих участках, на оживленных улицах и в той или иной степени между ними. Те, кто предпочитает тишину и удаленность, выберут дома, что находятся на извилистых дорожках, и сами эти дома должны быть сильнее изолированы; апартаменты и дома для тех, кто предпочитает активный образ жизни и любит шумные занятия, находятся на оживленных улицах, где много людей проходят весь день, и сами дома относительно открыты для прохожих. Есть дома для промежуточных вариантов, и они могут располагаться на дорожках на полпути между двумя другими. Дайте каждому району примерно равное количество этих трех типов домов.
61. Небольшие общественные скверы и пространства для общения
Город нуждается в общественных площадях; это самые большие общественные пространства, которые есть в городе. Но когда они слишком велики, они выглядят пустынными и покинутыми.
Следовательно, стоит делать общественную площадь намного меньше, чем принято; обычно не более 15-20 метров, никогда не более 25 метров в поперечнике. Это относится только к ее ширине в коротком направлении. В длинном направлении она, конечно, может быть длиннее.
93. Киоски с едой, уличные кафе и веранды
Это не только места для перекусов, но и участки для неформального общения. Место, где люди обмениваются новостями, наблюдают за происходящим и увеличивают привлекательность уличной городской среды. Чем больше таких мест, тем более комфортным кажется жителю города пребывание на улице и пешеходные прогулки. Уличные кафе и веранды создают сеть местного наблюдения за улицей и помогают обеспечивать безопасность, которую поддерживают сами жители.
Их средства - создание террас, веранд, портиков, удобных стоек и мест, где можно сидеть или стоять, наблюдая.
106. Привлекательное наружное пространство.
Есть два базовых варианта формирования уличного пространства: позитивное и негативное. Пространство воспринимается негативным, когда оно бесформенное, когда здания расположены беспорядочно, в форме "свободной застройки". И, наоборот, наружное пространство воспринимается позитивно, когда оно ограничено и имеет узнаваемую форму, которая так же важна, как и форма зданий, что создают его, окружая.
Наружная городская среда, так же, как и интерьеры зданий, создается при помощи света, пространства и ограждающих конструкций, и она не должна быть слишком замкнутой или свободной, оставляя варианты выбора путей передвижения.
120. Пути и ориентиры
Расположение дорожек будет казаться правильным и комфортным только тогда, когда оно совместимо с процессом ходьбы. И процесс ходьбы гораздо тоньше, чем можно себе представить. Чтобы правильно проложить пешеходные пути, вначале важно выделить цели в естественных точках интереса. Дорожки могут быть прямыми или плавно изгибаться между целями. Расстояние между целями не должно превышать нескольких сотен футов.
По существу, существуют три взаимодополняющих процесса:
1. Когда вы идете вдоль, вы сканируете ландшафт на промежуточные пункты назначения-самые дальние точки вдоль пути, которые вы можете видеть. Вы пытаетесь, более или менее, идти по прямой к этим точкам. Это, естественно, приводит к тому, что вы будете срезать углы и идти "диагональными" путями, поскольку именно они часто образуют прямые линии между вашим нынешним положением и точкой, к которой вы направляетесь.
2. Эти промежуточные пункты назначения постоянно меняются. Чем дальше идешь, тем больше видишь за углом. Если вы всегда идете прямо к этой самой дальней точке, а самая дальняя точка продолжает меняться, вы на самом деле будете двигаться по медленной кривой, как ракета, отслеживающая движущуюся цель.
3. Поскольку вы не хотите постоянно менять направление во время ходьбы и не хотите тратить все свое время на пересчет наилучшего направления движения, вы организуете процесс ходьбы таким образом, что выбираете временную "цель" - какой-то хорошо видимый ориентир-который находится более или менее в том направлении, в котором вы хотите идти, а затем идете по прямой к нему, затем, когда вы приближаетесь, выбираете другую новую цель.
191. Форма внутреннего пространства
Идеально кристаллические квадраты и прямоугольники ультрасовременной архитектуры не имеют особого смысла ни в человеческом, ни в структурном плане. Они выражают только жесткие желания и фантазии, которые возникают у людей, когда они слишком заняты системами и средствами их производства.
Но биологические формы во внутренней планировке так же иррациональны, так же основаны на образах и фантазиях, как и прямойгольные, которые они пытаются заменить.
Каждое пространство, чтобы быть отчетливым, должно иметь стены, достаточно прямые, за исключением тех случаев, когда стены достаточно толстые, чтобы быть вогнутыми в обоих направлениях.
Причина проста. Каждая стена имеет социальные пространства по обе стороны от нее. Поскольку социальное пространство выпукло - оно должно иметь либо вогнутую стену (таким образом, образуя выпуклое пространство), либо совершенно прямую стену. Но любая "тонкая" стена, вогнутая в одну сторону, будет выпуклой в другую и, следовательно, оставит вогнутое пространство по крайней мере с одной стороны.
Критика осуществления и итогов
Окончательная критика теории Александра сосредоточена на ее реализации и результатах и имеет предпосылки как в ее разработке и документации, так и в ее концептуализации. Эти критические замечания можно разбить на три широкие группы. Первая группа имплементационных проблем проистекает из сингулярного видения Александром единственного "правильного" способа построения и утверждает, что его шаблоны слишком контролирующие и негибкие . Эта контролирующая природа становится особенно проблематичной, поскольку вторая группа критических замечаний выделяет недостатки в отдельных шаблонах, которые концептуально могут быть прослежены вплоть до проверки теории. Последняя группа критических замечаний утверждает, что теория Александра не выполняет задачу создания сред, которые воплощают "качество без имени", и они включают в себя собственный отказ Александра от его второй теории архитектуры.