В первой статье мы рассмотрели необходимость соблюдения "почтовой дисциплины" и выяснили негативные последствия ее нарушения. В этой статье я постараюсь рассмотреть способы организации получения корреспонденции при невозможности постоянного нахождения по месту жительства.
Наше общество становится все мобильнее и мы достаточно часто меняем место жительства, и не всегда можем организовать постоянную регистрацию по новому месту, или на некоторое время (иногда достаточно длительное) можем не проживать по фактическому адресу. Люди работают вахтовым методом и по несколько месяцев отсутствуют дома; переезжают в другой город, а напуганные интернетом арендодатели отказывают в предоставлении временной регистрации; покупают апартаменты, которые по закону являются нежилыми помещениями и не могут использоваться в качестве места жительства, то есть не дают возможности встать по данному адресу на постоянный регистрационный учет; в конце концов просто не хотят встречаться с кредиторами и/или коллекторами из-за чего стараются поменять или скрыть место жительства. Однако это не повод ущемлять свои возможности по получению необходимой корреспонденции и, соответственно, информации.
Итак, что же необходимо сделать для того, что бы письма исправно доходили до Ваших рук:
1. Оформить переадресацию почтовых отправлений. Данная услуга предусмотрена пунктом 45 Правил оказания услуг почтовой связи и оформляется в почтовом отделении, в котором ожидается поступление корреспонденции (то есть в нашем случае по месту регистрации). Данная услуга является платной, но вполне доступной. Цена зависит от удаленности места получения от места отправления корреспонденции. Правила оказания услуг не предусматривают предельного срока действия соответствующего заявления, но на практике оператор на почте может оформить услугу на тот срок, который захочет его левая нога или правое ухо, смотря чем он думает в данный момент. Так у меня в одном и том же почтовом отделении один раз оформили переадресацию на год, во втором случае на четыре месяца, в третьем на полгода. Во втором и третьем случае оператор убеждал меня, что это предельные сроки и больше оформить он никак не может. Собственно, это важно только в том случае, если вы длительное время не будете появляться по месту жительства, в противном случае вы просто оформите дальнейшую переадресацию в следующий приезд. Если же такой возможности у Вас не будет - то вызывайте начальника отделения, а если и она будет отказываться - звоните на горячую линию или говорите волшебные слова "Дайте письменный отказ" (почему данные слова являются волшебными разберем в следующих статьях).
Однако при оформлении переадресации почтовых отправлений важно помнить следующие ограничения:
- оформить переадресацию можно только в отношении заказных или ценных писем, посылок или бандеролей. То есть простые письма пересылаться не будут, но это для нас и не страшно, так как все официальные уведомления и извещения совершаются как раз в форме заказных или ценных писем;
- переадресация не работает в отношении судебных уведомлений, так как срок их хранения 7 дней после чего почта обязана вернуть их в адрес отправителя, поэтому они не пересылаются по иным адресам. Как не пропустить информацию о наличии судебных процессов в отношении себя рассмотрим в следующей статье.
2. Оформить доверенность для получения почтовых отправлений. Для реализации данного способа Вам необходимо найти человека, которому Вы доверяете и который имеет доступ к почтовому отделению по месту Вашей постоянной регистрации. Очевидно, что этот человек должен быть ответственным и порядочным - например кто-то из Ваших родителей и родственников, друг или просто соседка - главное, что бы Вы ему доверяли и были уверены, что он Вас не подведет. Хотя надо признать, что данный способ не работает на сто процентов.
Для фактической реализации данного способа Вам надо оформить доверенность на получение почтовых отправлений. Делается это либо у нотариуса (платно, но получение отправлений возможно в любом отделении связи или даже от курьерских служб), либо бесплатно на почте (в этом случае получение корреспонденции возможно только в этом отделении почты).
Минус данного способа в том, что доверенное лицо должно периодически проверять Ваш почтовый ящик. А с учетом того, что судебные отправления хранятся только семь дней, то проверять почтовый ящик необходимо минимум раз в три-пять дней, что не всегда удобно и возможно. Поэтому для причинения минимума неудобств доверенному лицу и обеспечения максимума возможностей для получения информации о поступлении писем я рекомендую способ изложенный ниже, который можно использовать самостоятельно, а можно в совокупности с выдачей доверенности.
3. Оформление ускоренного получения отправлений. Данная услуга доступна лицам, имеющим подтвержденную регистрацию на сайте Госуслуг и делается в любом почтовом отделении в течении пяти минут. Для оформления данной услуги Вам будет необходим паспорт и мобильный телефон. При этом следует использовать либо Ваш номер телефона, который будет в Вашем постоянном доступе, либо тот номер, который будет использовать Ваше доверенное лицо, поскольку на него будет приходить цифровой пароль, необходимый для получения отправлений.
Положительными моментами данного способа получения отправлений являются следующие:
- во-первых, информация о поступлении заказного письма будет приходить Вам на электронную почту, к которой привязан аккаунт Госуслуг, то есть Вам не придется беспокоится, что доверенное лицо пропустит бумажное уведомление или почтальон забудет бросить его в Ваш почтовый ящик или оно будет утрачено по другим причинам.
- во-вторых, Вам не придется заморачиваться с оформлением доверенности, поскольку для получения отправлений доверенному лицу не нужно подтверждать личность - главное назвать числовой пароль, который либо перешлете ему Вы (в случае оформления услуги на Ваш номер), либо придет непосредственно ему (в случае оформления услуги на номер доверенного лица).
Однако в любом случае Вам не обойтись без человека, которому Вы могли бы доверить получение корреспонденции.
4. Сообщение контрагентам или государственным органам актуального адреса для направления отправлений. Данный способ не является универсальным, однако он достаточно действенный в случае, если у Вас имеются существующие отношения с другими лицами. Например, Вы можете написать управляющей компании, что квитанции о начислении коммунальных услуг просите направлять по удобному Вам адресу. Если Вы имеете кредитные отношения, то можете так же уведомить банк о необходимости направления Вам писем по соответствующему адресу. Данное правило работает также в отношении государственных и муниципальных органов.
Однако такое уведомление надо направлять в виде заказного ценного письма, то есть с описью вложения, где в описи прямо указывать, что данное письмо содержит уведомлении о необходимости направления всей Вашей корреспонденции по указанному адресу. И данную опись необходимо хранить в течении всего периода ваших отношений с адресатом и минимум три года после их завершения.
В этом случае при предъявлении к Вам требований по иному адресу у Вас будут хорошие шансы в последствии отменить решение суда на основании ненадлежащего уведомления, поскольку кредитор знал Ваш фактический адрес, но не сообщил данную информацию суду, что является злоупотреблением процессуальными правами.
Надеюсь соблюдение таких несложных правил поможет Вам избежать проблем или хотя бы обеспечит возможность подготовиться к ним заблаговременно.