Мало кто верил в перспективность этого маршрута, но казахстанская авиакомпания QAZAQ AIR, все же, рискнула возродить регулярные рейсы между "южными столицами" Казахстана и Киргизии...
Для первого рейса, число желающих лететь в Ош оказалось большим: 7 июня т.г. авиалайнер Bombardier Q400 NextGen, рассчитанный на 78 пассажиров, улетал из Алматы, заполненным почти на 90%...
Пассажиры рассаживались по местам, а экипаж готовился к полету по абсолютно новому и не совсем простому маршруту. На территории Киргизии надо будет лететь над тремя горными хребтами, высоты которых, достигают, местами - 5 тыс. и более метров над уровнем моря. Кстати, эти горы жители Ферганской долины, постоянно вынуждены огибать, отправляясь в Бишкек или Алматы наземным транспортом, делая крюк почти в 1 тыс. км...
Но турбовинтовой, двухмоторный авиалайнер Bombardier Q400 NextGen, производимый в Канаде может уверенно работать в условиях высокогорья. Потолок полета у него превышает 8 тыс. метров, крейсерская скорость составляет - 667 км/час, а дальность - более 2 тыс. км... Во флоте авиакомпании QAZAQ AIR сейчас четыре таких самолета, все они новые - не старше четырех лет. Совсем скоро ожидается прибытие еще одного борта прямо с завода...
В Казахстане раньше не эксплуатировались такие самолеты и поэтому, поначалу QAZAQ AIR приглашала иностранных пилотов, имеющих опыт работы на Bombardier Q400 NextGen... Это командир воздушного судна Пол Элмер работает с полетной документацией...
За четыре года работы в QAZAQ AIR уже подготовили для себя 20 пилотов из Казахстана и продолжают увеличивать летный персонал из числа местных специалистов... Второй пилот - казахстанец Марат Жазыкбаев.
Но вот самолет оторвался от земли. Внизу зеленеют окрестности Алматы. Лайнер выполняет разворот и берет курс на Ош, до которого по небу совсем не далеко - чуть более 500км...
Самое интересное на этом маршруте, конечно же, горы. Если они не скрыты облаками, то можно увидеть пики, ледники, ущелья и реки Киргизского хребта, хребта Суусамыр-Тоо и Ферганского хребта...
А тем временем, бортпроводники предлагают пассажирам напитки...
Но в этом момент, за иллюминатором в разрыве облаков возникает фантастическая картина...
Внизу река Нарын. Так он выглядит с высоты 7 тыс. метров. Нырын начинается, где то в ледниках Центрального Тянь-Шаня, течет в ущельях и каньонах, порой непроходимых. Воды реки наполняют Токтогульское водохранилище, где находится крупнейшая в Средней Азии гидроэлектростанция. Затем эта река впадает в Сыр-Дарью. Официально длина Нарына составляет 807 км...
Полет длится чуть больше часа и проходит на высоте 7 тыс. метров, со скоростью 620 км/час. На борту спокойно, комфортно и едва слышен рокот двигателей - лайнеры этого типа обладают активной системой подавления шума и вибрацией в салоне. Самолет пошел на снижение и бортпроводник Айгерим Жумагулова, стала проверять - все ли пассажиры застегнули ремни безопасности, привели спинки кресел в вертикальное положение, подняли откидные столики и шторы на иллюминаторах...
Позади остались горные массивы, а под крылом уже видны поля благодатной Ферганской долины...
Вот показался и сам город Ош, говорят он появился в Ферганской долине в IV веке. Посреди города возвышается сакральная гора Сулейман-Тоо с загадочными подземными храмами. Но об этом в следующий раз...
Посадка, пробежка самолета по взлетно-посадочной полосе (ВПП). За иллюминатором мелькнула стоянка транспортных самолетов...
Когда лайнер начал выруливать к зданию Ошского аэровокзала над ним взметнулась водяная арка. Так в авиации принято встречать все новые рейсы.
И на перроне пассажиров из Алматы ожидал радушный прием...
В Оше очень вкусные баурсаки и сладкий мед. А еще, как гласят легенды, здешние места являются родиной грецкого ореха, точнее, киргизского. В незапамятные времена он отсюда был вывезен в Грецию воинами Александра Македонского, после чего стал называться грецким. Но это совсем другая история..
Воздушные ворота "южной столицы" Киргизии, куда ежедневно прилетают и улетают отсюда около двух десятков рейсов местных и иностранных авиакомпаний. Теперь, по пятницам и понедельникам, благодаря QAZAQ AIR есть регулярное воздушное сообщение и с г.Алматы.
Надо отдать должное - кыргызские пограничники работают гораздо быстрее казахстанских коллег. Прибывший из Алматы пассажиры в считанные минуты прошли через паспортный контроль...
В зале прилета, в честь прибытия первых пассажиров из Алматы звучали колоритные мелодии Киргизии...
Короткий митинг в аэропорту...
И.О. Председателя правления QAZAQ AIR Адель Даулетбек поблагодарил своих киргизских коллег за активное содействие в открытии рейса Алматы-Ош...
Тем временем, на летном поле лайнер готовят к полету в Алматы...
А в аэропорту идет регистрация пассажиров Ош-Алматы. Несмотря на загруженность рейса, за день до его выполнения QAZAQ AIR объявила об акции, позволяющей совершить бесплатный перелет - для этого надо прийти на регистрацию в национальной одежде или даже, просто в одном из ее элементов (головной убор, чапан, камзол)... И желающие были!...
Митинг закончился. Фото на память...
Прощальные рукопожатия...
Экипаж авиалайнера Bombardier Q400 NextGen, вроде бы и улыбается, но время поджимает - надо соблюдать жесткое расписание полетов. Кроме Оша сегодня есть еще рейсы внутри Казахстана...
Пора в обратный путь, в Алматы...
Ошские пассажиры заняли места, их информируют о полете и мерах безопасности...
И вот, снова за стеклом иллюминатора неповторимые пейзажи гор...