Президент Соединённых Штатов - чем не высокий пост? Я посмотрел - за историю этого государства было десять президентов, бывших генералами или командующими войсками, правда все они воевали на суше. И всего два президента, связанных с флотом. Первый - это Джон Кеннеди, во время войны командовавший торпедным катером. Менее года, но проявил себя достаточно, чтобы получить боевые награды. Тяжёлая малярия и травма спины вынудили его после длительного лечения уйти в запас. Здесь Кеннеди со своей командой, крайний справа:
А второй - Джордж Буш старший. Правда, он был морским лётчиком, служившем на авианосце «Сан-Хасинто». Участвовал в 58 боях, в одном из них бомбардировщик под его управлением был подожжён, тем не менее уже с горящим двигателем отбомбился по цели, и лишь после этого ушёл в сторону моря. Буш остался единственным выжившим, подобран американской подводной лодкой. Потом продожил боевые вылеты, был уволен со службы после капитуляции Японии.
Если вернуться на европейский континент, то нельзя пройти мимо адмирала Хорти. В 1918 году дослужился до должности Главнокомандующего австро-венгерским военно-морским флотом. Флот был довольно приличным, одних линкоров четыре единицы. Но потом империя распалась, моря у Венгрии не было и адмиралу нашлась другая должность.
Обычно регентом называется временный правитель государства при малолетнем венценосце, но в Венгрии сложилось так, что короля не было вообще никакого, а регент был - адмирал без флота Хорти. С 1920 по 1944 год он стоял во главе венгерского государства. Влез в войну с СССР, а когда попытался выйти из неё - был насильно удалён от власти. Но в качестве военного преступника судом не преследовался, умер в Португалии своей смертью в 1957 году.
Зато хотя гросс-адмирал Дёниц пробыл рейхспрезидентом всего 20 дней, на скамье Нюрнбергского трибунала ему посидеть всё-таки довелось:
Трибунал припомнил ему "неограниченную подводную войну" и свои 10 лет он отсидел от звонка до звонка. Остаток жизни прожил в деревне на севере ФРГ, внимания к себе не привлекал. Умер в 1980 году.
А обратимся-ка к России. У нас столь высоких постов моряки не занимали, но губернаторами были неоднократно. Взять хотя бы Николая Михайловича Баранова, человека талантливого во многих отношениях - изобретателя, храброго морского офицера, публициста, энергичного администратора.
К сожалению, я не нашёл его изображения в молодые годы. Так он выглядел под конец жизни:
А время после выпуска его из Морского кадетского корпуса в 1858 году было такое, что старые парусники уже сходили со сцены, а новых боевых паровых кораблей было совсем мало. Тогда военные моряки имели возможность служить на гражданских судах Русского общества пароходства и торговли. Баранов получил опыт плавания на современных судах, исполняя на них должности старшего офицера и командира.
После возвращения на военный флот служил командиром береговой батареи, где проявил свой талант изобретателя, усовершенствуя всё, к чему можно было приложить руки. Немного позже он сумел модернизировать стоявшую на вооружении однозарядную винтовку Альбини, превратив её в скорострельную многозарядную. В последующие годы на заводе Н. И. Путилова по проекту Баранова переделали для морского ведомства около 10 тысяч винтовок.
С началом русско-турецкой войны стало ясно, что имеющихся боевых кораблей на Чёрном море явно недостаточно. Но для борьбы с вражеским судоходством в те времена они были и не нужны. Баранов предлагал вооружать быстроходные торговые пароходы с большой дальностью плавания, превращая их в новый тип кораблей - крейсера. Подал рапорт на высочайшее имя.
Ему и было поручено воплощать эту идею в жизнь, под его командование поступил пароход "Веста", которым он командовал ещё во времена своей службы в РОПИТе. Пароход был вооружён тремя нарезными орудиями образца 1867 года, двумя 107-мм и одним 87-мм на элевационном станке, двумя малокалиберными (42-мм) скорострелками Энгстрема, а также шестовыми минами. Наряду с орудиями образца 1867 года и недавно появившимися заграничными скорострельными пушками на «Весту» в самый последний момент установили пять 6-дюймовых (152-мм) мортир. Навесной огонь мортир представлял серьёзную угрозу даже для турецких броненосцев, не имевших бронированных палуб. Вот этот грозный крейсер:
И "Весте" таки пришлось схлестнуться с турецким броненосцем «Фетхи-Буленд» . Наивно было бы думать, что грузо-пассажирский пароход, даже вооружённый, сможет противостоять броненосцу в прямом столкновении. Но искусное маневрирование Баранова и точная стрельба российских артиллеристов помогли выстоять в течении более чем пятичасовой схватки и вынудили противника отступить с серьёзными повреждениями.
Три офицера и восемь нижних чинов на "Весте" были убиты, 24 ранены, сам Баранов дважды контужен. По возвращению в Севастополь офицеров повысили в званиях, Баранов, Перелешин и Рожественский (тот самый, ещё лейтенант) были награждены орденами Св. Георгия 4-й степени. Остальные офицеры — орденом Св. Владимира с мечами и бантом. Для нижних чинов было пожаловано 12 Георгиевских крестов и столько же унтер-офицерских вакансий. Все офицеры и матросы были награждены пожизненными пенсиями.
Командуя следующим подобным крейсером, "Россией", Баранов смог захватить турецкий пароход «Мерсина». А на нём: 19 офицеров и чиновников, 810 нижних чинов, 26 человек команды парохода, 12 женщин, 6 детей, 21 пассажир мужского пола. И 16 пудов (262,08 кг) серебра высокой пробы. А также личный курьер турецкого главнокомандующего Мухтар-паши с портфелем, набитым секретнейшими документами, приказами и картами.
Объём статьи не позволяет осветить весь дальнейший жизненный путь нашего героя, о нём книги написаны (многие ли их читали?). Но довелось ему исполнять должность и ковенского губернатора, и петербургского градоначальника в самый разгар деятельности бомбистов-народовольцев, с которыми ему удалось управиться вполне успешно, и побыть нижегородским губернатором.
На этой должности во всей красе развернулся его талант администратора в течение 14 лет. Но время брало своё. После прощания с Нижним Новгородом он прожил ещё четыре года. После смерти его именем был назван новый эсминец «Капитан-лейтенант Баранов».
О герое той же войны, Фёдоре Васильевиче Дубасове, ставшим московским генерал-губернатором в самые критические дни 1905 года, и чего это ему стоило, я написал в отдельной статье Он взрывал вражеские корабли, а его старались взорвать в столицах