После тяжелого ходового дня и вечерних посиделок, наступил чудесных второй день сплава. Он встретил нас ярким солнцем, теплой погодой, и приподнятым ожиданием – мы были в предвкушении покатушек на пороге Розовый слон. Порог Сирнитсанкоски на реке Укса в мире водников называется Розовый слон. Говорят, камень на нем летом похож на слона и розового цвета. В майские праздники его активно используют для неоднократного прохождения на катамаранах, рафтах, каяках. После него начинается спокойная бухта, в которой удобно ловить выпавших. На берегу выступ, с которого удобно кинуть специальную страховочную веревку с оранжевым навершием – морковку. После прохождения порога причаливаются к берегу, обносят порог по берегу вверх по течению, и снова на старт. И так целый день. На камне встает регулировщик и подает сигналы, устанавливает очередность. Кто-то ради тренировок заходит в бочку на пороге не сверху, со слива, а снизу, из-под камня. Бочка – это пенная бурлящая яма с противотоком. После мощного слива глубинная струя ударяется в камень и, отразившись от него, устремляется на верх и потом в противоположную течению сторону. Представляя из себя смесь воды и воздуха, бочка поднимает вверх любой не достаточно быстро движущийся через нее объект и держит его, не отпуская. Водники специально тренируются навыкам поведения в случае попадания на бочку. Идеальным способом прохождения считается на большой скорости прострелить ее. При попадании на бочку после слива передним гребцам нужно сделать зацеп – опустить весло за ее пределами и сделать гребок. Дополнительное усилие поможет соскочить с нее. Но если скорости не хватило – надо будет выгребать из нее. В ситуации на Розовом слоне, когда бочка прямо под сливом, тем, кто сидит прямо под ним нужно сушить весла и помогать товарищам аккуратными покачиваниями корпуса. Если опустить весло в воду между катамараном и сливным потоком – его сломает. Тем, кто оказался на дальнем крае от слива, нужно опускать весло в воду как можно глубже, что бы донная струя ударила в лопасть и вытолкнула катамаран.
Мы тоже зашли в бочку снизу, из-под камня, после нескольких стандартных спусков. Я попал под слив, и просто сидел с веслом в руках. В нескольких сантиметрах от меня вода бурным потоком обрушивалась на камни. Даже в относительно легкой позиции, через несколько секунд начало казаться, что мы сидим на ней уже час. Силы стремительно покидали меня, появилось желание бросить весло и прыгнуть с катамарана. Соскочить с бочки у нас так и не вышло. Когда мы в конец обессилели, с берега нам кинули морковку, мы привязали ее к катамарану, и нас благополучно сдернули.
Вдоволь накатавшись и в конец обессиленные, мы вернулись в лагерь.
Следующий день был чем-то средним между первыми двумя. Мы собрали лагерь, позавтракали овсяной кашей со сгущенкой, которую приготовили на костре дежурные, погрузили вещи на катамараны и отправились в путь. Уже на груженых катах прошли розовый слон, и дальше пошли пороги. Мельница, Каньон, Храмина. Мы вставали перед каждым порогом, осматривали его, проходили, и отправлялись дальше. Отдельного рассказа заслуживает только Храмина.
Самый мощный порог на Уксе, твердая 4 категория сложности. На его месте раньше стояла ГЭС, в какие-то стародавние времена по каким-то причинам взорванная. Гул этого порога начинаешь слышать задолго до того, как его увидишь. Сливу предшествует каньон мощного потока метров на 100. Мы причалились до начала этого потока и пошли осматривать порог. Из-за протяженности шли достаточно долго, минут 15. Когда дошли, взору открылись остатки конструкции ГЭС на приличной высоте. А внизу бушевал порог. На настоящий день я не видел порога сильнее. Пусть меня закидают камнями бывалые водники, прошедшие Алтай от и до, Храмина – первый по-настоящему внушающий уважение и трепет порог, который я увидел в жизни. Да, технически он не так сложен, сильный поток вынесет и снивелирует ошибки и оплошности. Но сила природы просто подавляет тебя в момент созерцания этого порога с верху. Оглядевшись по сторонам я увидел много посерьезневших и сосредоточенных лиц. Разговоры и шутки, которые лились по дороге на осмотр, затихли. Страх и осознание нашей незначительности и слабости перед силой стихии накрыло всех присутствующих. Река как будто указала нам на нашу слабость. Мы лишь яркая вспышка по сравнению с этой древней рекой. Она уже тысячи лет несет свои воды к Ладожскому озеру, и еще столько же лет будет это делать. Так неужели мы, те, краткую, не заметную жизнь кого она даже не заметит, действительно можем называться вершиной эволюции???
Несмотря на легкое чувство страха и оцепенение, через 20 минут мы уже на полном ходу влетели в порог, прошли слив относительно ровно, прострелили бочку и вышли на спокойную воду. Правда метров за 50 до слива нас развернуло и уткнуло в берег. Адреналин сыграл с нами свою любимую шутку - по ощущения нам показалось, что это случилось в паре метров от водопада. Мысли о том, что мы не успеем развернуться, посеяли небольшую панику и заставили грести веслом еще отчаяннее. Как же забавно потом на видео было увидеть реальность – до слива было еще очень далеко. Момент, когда тебя захлестывает водой с ног до головы – самый яркий. Ты не можешь понять, что происходит, оценить до конца ситуацию. Ты не видишь ничего. Ко всему прочему, ударом стихия пытается вырвать тебя из стремян, смыть с катамарана. Ты словно становишься марионеткой, слабой мышкой в руках матерого кота. И хватит ли воли противостоять этой слепой мощи, сможешь ли доказать то, что твоя сила не меньше – зависит от тебя. И если сможешь, удержишься – чувство победы над стихией накроет тебя сразу же после прохождения. Ощущение уверенности в себе, осознание собственных сил вознесет на самые вершины самоощущения. Более уверенным в себе чем в момент победы над вековой стихией, ты не будешь никогда.
После этого порога мы пришли на антистапель. Баня, еще одни вечерние посиделки, горечь прощания и обещания на следующий год пойти тем же составом. И уже через день мы вернулись назад, в цивилизацию. Но только перезагруженные на 100%. И с памятью о том, сколько сил и уверенности в себе мы чувствовали. И с воодушевленным ожиданием - получится ли в следующем году вновь ощутить себя хоть на секундочку покорителем стихии?