Найти тему
Шакко: об искусстве

Петров-Водкин стал самым дорогим русским художником

Только что на аукционе Christie’s в Лондоне картина «Натюрморт с сиренью» ушла за 9,3 млн. фунтов стерлингов, благодаря чему её автор переместился на первую строчку в рейтинге самых дорогих русских художников.

На втором месте теперь Валентин Серов — £9,266 млн, Николай Рерих — £7,9 млн), а за ними следуют Наталья Гончарова (£6,4 млн) и Илья Репин (£4,5 млн). Уточнение: речь идет о самых дорогих русских художниках, проданных на конкретно "русских торгах": Кандинский, Малевич, Ротко и Шагал стоят дороже, однако они проходят по разряду интернациональных аукционов.

Интересно, что предварительно натюрморт оценивался в 1-1,5 млн, то есть цена подскочила почти в десять раз. А предыдущий рекорд на Петрова-Водкина составлял всего 2,3 млн. фунтов.

Картина "Яблоки и яйца" ранее была продана за 2,3 млн. фунтов
Картина "Яблоки и яйца" ранее была продана за 2,3 млн. фунтов

Очень похожий натюрморт, только не с сиренью, а с черемухой, считается одним из шедевров Русского музея.

Черёмуха в стакане. 1932. Русский музей. Найдите 10 отличий
Черёмуха в стакане. 1932. Русский музей. Найдите 10 отличий

Возможно, на цену картины (помимо её объективной красоты) повлиял идеальный провенанс (то есть история бытования работы после её создания; именно на это опираются, чтобы понять, не подделка ли перед вами).

В 1932 году картина официально уехала в СССР на выставку в советском павильоне Венецианской биеннале, о чем сохранились документы и фотографии. Затем директор советского музея ГМНЗИ подарил картину искусствоведу Джованни Шейвиллеру (в знак благодарности за пополнение советских коллекций итальянскими полотнами). Как ответный жест, в ГМНЗИ появился «Портрет Джованни Шейвиллера» Акилле Фуни 1927 года.

«Портрет Джованни Шейвиллера» Акилле Фуни 1927 года (ныне в собрании Пушкинского музея, наследника ГМНЗИ)
«Портрет Джованни Шейвиллера» Акилле Фуни 1927 года (ныне в собрании Пушкинского музея, наследника ГМНЗИ)

В семье Шейвиллера советская картина и хранилась, причем наследники совсем не ожидали, что она поистине окажется "золотой".

Вдобавок, на обороте картины сохранились многочисленные надписи и наклейки, говорящие о биографии полотна: об участии в Венецианской биеннале, на выставке в Институте Карнеги в 1928 году.

-5

Более того, при исследовании картины ее сняли в инфракрасном свете, и оказалось, что художник написал ее поверх другой, неоконченной работы -- «Мадонныы с младенцем» (рисунок к которой хранится в одной частной коллекции).

Съемка в инфракрасном свете, картину пришлось перевернуть.
Съемка в инфракрасном свете, картину пришлось перевернуть.

Кто купил это полотно -- как обычно, остается неизвестным, однако вкус у этого человека отличный.

-7

Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня инстаграмм есть, про красивое искусство.