Знаете ли вы, что самый первый бот появился в 1966 году? Это был первый пробный диалог между клиентом и виртуальным психотерапевтом. Сегодня чат-боты наделены искусственным интеллектом, и уже нет тех примитивных технологий, которые были на заре зарождения прообразов искусственного интеллекта.
Взаимодействие через текстовую информацию – это и есть задачи, предусмотренные для эффективного использования чат-ботов в реальной жизни.
Почему чат-боты актуальны для бизнеса
Здесь мы приведем аналитические данные крупнейших социологических центров, которые проводили опросы и разработали собственную аналитику:
- К середине 2023 года, примерный оборот рынка чат-ботов составит около 6 млрд. долларов.
- Около 89% всех клиентов компаний предпочитают общаться с представителями фирмы через мессенджеры.
- Ожидается, что около 80% всех известных мировых компаний, а также внутренний российский средний и малый бизнес будет использовать чат-боты в своей практической работе.
- Планируется, что к концу 2022 года, чат-боты будут справляться с 93% всех запросов, поступающие от клиентов.
Тренд искусственного интеллекта не останется в стороне, и поэтому смело можно сказать, что в ближайшие месяцы и годы, интерес к интеграции бизнеса с чат-ботами и искусственным интеллектом будет только расти.
Что может бот сделать для бизнеса?
Боты активно использует не только крупный бизнес, но и заметен интерес со стороны среднего и малого бизнеса. Условно все типы чат-ботов можно разделить на две категории:
- Обучающийся. Программа запоминает новые фразы, выражения, информационные данные, полученные в естественном общении человека с человеком, чтобы использовать полученные сведения в дальнейшем со стороны робота.
- Базовый. Программа учитывает ответы на вопросы только в том сегменте, который предусмотрен для решения задачи. Образно говоря, чат-бот не будет отвечать на поставленный вопрос, если это не касается интересов вашего бизнеса или продукта, услуги.
Сегодня клиентский чат-бот можно разделить на следующие направления:
- Прогноз погоды. Пользовать получает актуальные локальные сведения о текущей погоде по запросу- температура воздуха и воды, осадки, влажность, ветер, облачность и т.д.
- Чтение новостей. По запросу, вы получаете актуальные новости по интересующей вас тематике или событию.
- Заказ и обработка товара. Бот принимает от вас заявку на выбранный товар и услугу, после чего предлагает оплатить, оформить доставку или выбрать дополнительную группу товаров.
- Консультация. При необходимости, вы можете получить консультацию по интересующей вас тематике или ключевым запросам.
- Игры. С ботом вы можете играть в режиме онлайн в популярные игры, скрашивая свой досуг в пути.
- Чат с разговором. При необходимости, чат-бот может имитировать живую речь, создавая прообраз общения с реальным человеком.
Что может чат – бот в клиентской сфере?
Рассмотрим практическую сферу применения чат-ботов в клиентской сфере. Мы приведем реальные параметры общения на примере российских компаний.
Чат-бот от «Сбербанка»
- Показывает курс валют на текущий час.
- Подсказывает адреса ближайших отделений «Сбербанка», а также часы работы и номера телефонов.
- Подсказывает где находится ближайший терминал самообслуживания.
- Клиент получает информацию о кредитных продуктах и прочих программах «Сбербанка».
- Помогает определиться с выбором вклада и при необходимости связывает с оператором для решения проблемы.
Чат-боты туристических компаний
- Пользователь указывает направление и ему предлагают актуальный тур.
- Подбор отеля по заданным критериям для путешествия за границу.
- Помощь в подборе «горящих туров».
- Приемка заявки на тур, бронь отеля, автомобиля в стране пребывания.
Чат-бот Интернет-магазина
- Информация о текущих акциях магазина.
- Демонстрация реальных магазинов на карте, в зависимости от вашего региона проживания.
- Помощь в выборе товара и оформлении заказа.
- Помощь в доставке товара.
- Отслеживание доставки.
Чат-бот оператора связи
- Оператор связи знакомит с тарифными планами, акциями.
- Виртуальный оператор помогает рассчитать тариф под ваши требования.
- Подбор оптимального тарифного плана, исходя из ваших предыдущих и текущих расходов.
- Подскажет доступность той или иной услуги, в зависимости от вашей локализации.
- Продемонстрирует как правильно настроить или подключить на мобильном устройстве опции и функции.
Как видно, клиентская форма обслуживания чат-ботов чрезвычайно обширная, и имеет неограниченные возможности для отдельно взятого потребителя.
Нужен ли клиентский чат-бот?
Это вопрос нужно рассматривать индивидуально, и в зависимости от ваших потребностей бизнеса. Стандартных чат-ботов не бывает, каждый бизнес имеет свои определенные задачи, которые можно перепоручить чат-боту, который заменяет «живого оператора».
Чат – бот поможет клиентскому сервису только в том случае, если у вас:
- Бизнес имеет типовые вопросы и типовые ответы, где нет необходимости привлекать живого оператора. Робот будет работать как конвейер, заменяя живого оператора, который в это время решает иные вопросы.
- Маршрутизация обращений. Иногда бывает так, что клиент не получает свой ответ, и бот направит его к другому специалисту или чат-боту. Таким образом по отлаженной цепочке можно решить даже самые сложные задачи.
- Необходимость в ежедневной рассылке. Некоторые сегменты жизни и экономики, а также бизнеса требуют получение актуальной информации. Чат-бот рассылает предложения, новости и прочие сведения потенциальному клиенту самостоятельно.
- Вы не хотите, чтобы ваш бизнес останавливал свою работу. Бот может работать на благо вашего бизнеса в течение 24 часов.
Что нужно учесть при разработке чата для клиентского сервиса
Среди обилия программ для чат-ботов, клиентский сервис предъявляет индивидуальные требования, которые можно сгруппировать по следующим признакам:
- Определяем точный сегмент аудитории и срез обрабатываемой информации.
- Обозначаем, что может уметь делать внедренный робот для вашей клиентской базы. Никогда не говорите, что «Наш бот умеет все!»- это самая главная ошибка. Таким образом вы оттолкнёте от себя потенциального клиента. Лучше всего используйте активные опции бота, таким образом можно локализовать запросы клиента.
- Бот не должен иметь канцеляризмов. Лучше создайте эмоции боту, таким образом, клиент будет предрасположен к общению.
- Создаем кнопку главных действий, чтобы бот мог понять, что вы хотите от него получить. Если устанавливаете голосовой бот, не забывайте о том, что бот может не расслышать команды пользователя.
- Не используйте однотипные формулировки. Например, «Спросите меня о чем-нибудь!», можно задать необычный вопрос пользователю «Скажите ваш город проживания, и я вам подберу предложение или сообщу какая у вас погода».
- Уделяем внимание защите базы данных, интегрируем сервис с CRM таким образом вы можете обеспечить дополнительную безопасность как для себя, так и для вашего потенциального клиента.
Важно помнить и такой момент! Бот не человек, и не может решать некоторые вопросы самостоятельно. Если бот в затруднении, и не знает ответа, настройте опцию переключение на живого оператора. Таким образе клиентский сервис может сохранить лицо, ну а ваш бизнес не потеряет драгоценного клиента.