Найти в Дзене
Psy.Mentor

Как используются метафорические карты в психотерапии

Оглавление

Эта статья будет посвящена метафорическим картам или как их называют ассоциативные. Ассоциативные карты как весьма эффективный инструмент практической психологии с успехом используются разными специалистами, независимо от выбранного ими направления психотерапии.

Этот относительно новый инновационный метод приобретает все больший интерес и огромную популярность, как среди практических специалистов, так и среди той категории населения, которая стремится к самопознанию, саморазвитию, испытывая желание заглянуть внутрь себя, узнать нечто новое и неизвестное.

Выбранная клиентом карта, как правило резонирует с наиболее важным в момент сеанса актуальным переживанием, событием, неудовлетворенной потребностью, травматическим воспоминанием, скрытым комплексом и прочим. В случае успешного преодоления психологических защит возникает инсайт (озарение, чувство прозрения), приводящий к ошеломляющим результатам, помогающим найти ответ на вопрос или проблему.

Нейтрализация психологических защит возникает потому что, описывая картинки, клиент перестает защищаться. К видам психологических защит, в наибольшей степени актуализирующихся в процессе работы с картами, относятся проекция, вытеснение и идентификация.

Проекция обнаруживает в карте то, что отзывается в клиенте, что он не желая видеть и признавать в себе, проецирует на окружающих (например, свои мотивы, ценности, потребности, диспозиции, конфликты и т.д.).

С помощью вытеснения нелицеприятная часть личности помещается в бессознательное. Идентификация себя с героем создаваемых рассказов, историй и сказок способствует переносу на его образ собственных диспозиций, стремлений желаний и др.. 

Принципы использования метафорических карт

Можно выделить следующие принципы использования ассоциативных карт:

1. Метафоричность и имажинативность.

Карта – это дверь во внутреннее пространство человека, обеспечивающая быстрый контакт с бессознательным. Метафора, подобно ключу в сказке про Буратино, с легкостью отрывает эти двери. Метафоры, образы и ассоциации позволяют с легкостью соприкоснуться с вытесненным материалом. И поскольку бессознательное проявляется метафорой, карты воспринимаются этой структурой психики как некие метафоры.

2. Символизм.

Каждый клиент видит в символе определенный, значимый только для него смысл, возникающий в результате интеграции сознательного (мысли, представления, идеи, воспоминания и т.д.) и бессознательного материала. Мотивы, ценности, потребности, диспозиции и конфликты могут проявляться в символическом варианте. В процессе интерпретации карт происходит трансформация языка, используемого в повседневной жизни, в особый символический язык-продукт символической логики.

3. Универсальность.

Ассоциативные карты как инструмент арт-терапии, используются психологами различных психотерапевтических школ в работе с клиентами любого возраста, любого уровня образования, любой социальной страты, любой национальности и любого вероисповедания. Более того, карты облегчают работу с широким кругом людей, имеющих недостаточный уровень образования, низкий уровень интеллекта, сложности вербализации (например, при алекситимии).

4. Однозначность и точность.

Подразумевает правильное, корректное и точное формулирование вопросов. Приведем пример неоднозначности. Клиент жалуется на влияние на него отрицательной энергетики. Неоднозначный вопрос психотерапевта будет звучать так: «Испытываете ли вы на себе психическое воздействие?». Утвердительный ответ клиента не даст практически никакой информации, поскольку интерпретировать его можно по разному. Клиент может подразумевать под воздействием как события и окружающих его людей, так и «энергетический вампиризм». Вопрос неточен, некорректен и неоднозначен, а следовательно малоэффективен.

5. Доступность обращения к клиенту.

Обращенная к клиенту речь должна быть ему ясна, понятна и должна совпадать с его речевой практикой. Так, например, обращаясь к клиенту с просьбой выбрать в качестве ресурса карту, ассоциирующуюся с его хобби, следует использовать в просьбе именно слово «хобби», а не его синоним - «аффективно насыщенную социально - положительную доминанту», это его точно загонит в ступор.

6. Наличие алгоритма.

Последовательность предъявления карт и сопровождающих их вопросов, которые строятся с учетом необходимости использования нижеследующего алгоритма психогенеза проблемы:

- диагностируется первая группа симптомов на основании начальных жалоб, предъявленных клиентом, его родственниками или на основании непосредственного наблюдения за его поведением;

- выявляются симптомы и синдромы, сочетающиеся с уже установленными;

- анализ карт и ответов на вопросы в контексте оценки этиологических факторов, типа реагирования на проблему (эндогенного, экзогенного, психогенного) и уровня расстройства или психического нарушения.

7. Проверяемость и адекватность.

Реализация этих принципов требует уточнения конгруэнтности обсуждаемых понятий и исключения неэкологичной интерпретации ответов.

С этой целью клиенту задаются вопросы типа: «Что вы понимаете под словом (например), саморазрушение?», «Приведите синонимы этого слова», «Как вы конкретизируете собственные переживания, связанные с этой картой?».

8. Беспристрастность.

Не существует «правильной» и «неправильной» интерпретации карт, так же как не бывает правильного и неправильного способа вытаскивать карты. Специалист не должен навязывать клиенту своей интерпретации и собственного мнения о наличии того или иного симптома.

9. Ассоциативность актуализирует проблему посредством возникающих ассоциаций, помогающих заново пережить некоторые главы истории своей жизни.

Можно выделить два способа ассоциирования: прямое(косвенное) ассоциирование. Способами ассоциации слов с рассматриваемой проблемой может быть прямая ассоциация.

Например, при изучении проблемы алкоголизма клиенту достается слово «саморазрушение» и связь воспринимается как буквальная и прямая. В случае косвенной ассоциации при рассмотрении этой же проблемы клиент вытягивает, например, слово «унижать» и видит в нем главную причину злоупотребления алкоголем – постоянные конфликты с женой, желающей его унизить.

10. Комплексность воздействия.

Несмотря на то, что возможными мишенями терапии могут стать духовный, когнитивный, эмотивный, телесный и поведенческий уровни, следует помнить, что главной задачей терапевта являются первоочередное воздействие на эмотивный и телесный уровень, поскольку именно в них чаще всего и «оседает» отрицательный заряд.

Полезна с этой точки зрения следующая концепция. Ответом на воздействие травмирующего характера является использование хранящейся в бессознательном защитной копинг – стратегии, которая когда то помогла справиться с негативными переживаниями.

Непроработанные отрицательные эмоции, чувства, страхи и пр. вызывают телесное напряжение, пренебрежительное отношение к которому трансформирует его в телесный психосоматический симптом. Работа с рационализацией проблемы и с иррациональными мыслями, безусловно, необходима, но далеко не она – гарант эффективности терапии. Практика показывает необходимость работы в первую очередь с эмоциями, чувствами и телом.

11. Безопасность.

Ассоциативные карты, дают возможность в режиме безопасности спроецировать на них свое внутреннее состояние, отключившись на время от тревожного  материала. Любая карта может быть по разному интерпретирована, а благодаря многочисленности карт и вариативности их комбинаций клиент находит именно ту картинку, которая помогает спроецировать актуальное состояние.

Принцип безопасности заключается, во-первых в том, что карту в процессе работы можно перевернуть, убрать, отодвинуть, переместить на выбранное клиентом безопасное расстояние, во-вторых, рассказ о картах сопровождается ощущением того, что человек говорит не про себя, а про карты, и в третьих, клиент сам выбирает степень самораскрытия и глубину погружения в бессознательное.

12. Экологичность.

Часто в терапевтической работе используются два основных принципа:

1) не хотеть больше того, что хочет клиент (исключить доминирование, авторитарность, психологическое давление)

2) не навязывать клиенту того выбора, от которого он отказывается.

13. Конфронтационность.

Выбранная клиентом карта позволяет быстро проникнуть в глубины бессознательного. При этом человек не осознает, что предпочитаемое им изображение «говорит» о проблеме намного больше того, что он хочет сообщить.

Конфронтационные вопросы помогают не только рассказать о том, что происходит на картинке, выяснить причину проблемы, но и «столкнуть» клиента с теми мыслями, ощущениями, чувствами и переживаниями, которых он избегает. Возникающие в момент конфронтации спонтанные и неожиданные образы воссоздают обстоятельства травмы, инцидента и т.д..

14. Медиативность.

Карта является посредником между спрашивающим специалистом и отвечающим клиентом.

15. Экспрессивность.

Возможность с помощью метафорических ассоциативных карт выражать актуальное состояние, эмоции и чувства.

16. Информативность.

Карты обеспечивают доступ к множеству посланий, хранящихся в бессознательном.

17. Креативность.

Ассоциативные карты являются триггером запуска креативного центра, в котором с помощью фантазий и нетривиальных ассоциаций происходят внезапные инсайты.

18. Эффективность.

Ассоциативные карты выводят на поверхность глубинные конфликты, комплексы, переживания, помогают их осознать, отрефлексировать, облегчая саморазвитие и самопознание.

Основные способы использования метафорических ассоциативных карт

1. Открытый: (карты, представляемые клиенту кверху изображениями, снижают тревогу) способ является наиболее предпочтительным и безопасным для клиентов. Карты хаотично раскладываются на столе (или на полу). Вглядываясь в изображения, клиент выбирает наиболее впечатлившие его картинки.

2. Закрытый: карты раскладываются «рубашкой» вверх. Клиент выбирает любую из них. Предварительно (по желанию) он может задать себе вопрос, связанный с проблемой или с ее решением. Разворачивая карту картинкой к себе (контакт с бессознательным) он пытается найти ответ на свой вопрос. В другом варианте клиент берет карту (ни о чем не думая), и, увидев изображение, самостоятельно интерпретирует ее (например, рассказывает сказку).

3. Комбинированный: сначала предлагается сделать выбор карты в открытую (осознанное отношение к своей проблеме), затем извлечь несколько картинок вслепую. Возможен закрытый выбор изображения и открытый выбор слова. 

4. Работа с картами-словами и картами-изображениями (фотографиями, рисунками).

Учет представленного обзора способов и принципов использования метафорических ассоциативных карт не только облегчит работу специалиста, но и послужит гарантией ее эффективности.

Примеры того как могут выглядеть метафорические карты

Как вы видите, они могут быть совсем разные в зависимости от автора. Все они почти не похожи на друг друга ни стилем, ни содержанием.

Спасибо за ваше внимание, если вам была интересна и полезна статья, то подписывайтесь на , там много статей по психологии и не только!

-2
-3