Рассказы о работе с фрилансерами полны страшилок о некомпетентных халявщиках и невыполненных обещаниях. Прибавьте сорванные дедлайны, внезапные исчезновения с деньгами и без — и картина получится не самая привлекательная. Но, набравшись в этом вопросе опыта, мы с уверенностью можем сказать: работа с удаленными сотрудниками — это действительно удобно, эффективно и результативно. Если организовать все правильно.
Где искать
Сила фейсбука и платформы типа odesk.com и fl.ru. Биржи удобны тем, что можно сразу посмотреть портфолио человека и отзывы его бывших заказчиков. Работника могут порекомендовать и сами фрилансеры — связка копирайтер+дизайнер встречается довольно часто.
Как отбирать
Отсеять часть халявщиков можно на самом первом этапе — поместите в предпоследний абзац тестовое задание или хотя бы фразу «Начните отзыв на эту вакансию словом "ПурМур"» . Это сразу убережет вас от невнимательных исполнителей, «бомбящих» по вакансиям заявками с автоматическим ответом.
Что касается тестового задания, то тут важно понимать одну вещь — профи не будет тратить половину дня на бесплатное выполнение теста, который не гарантирует заказ. Задание должно показать основные знания и навыки и делаться быстро. Отличный вариант: концепция баннера или структура лендинга. Хотите получить законченную работу? Будьте готовы оплатить «ТЗ».
Как оформлять
Если вы работаете с физическим лицом, то оформляйте договор гражданско-правового характера (ГПХ). Обратите внимание, что платить налог на доходы и взносы в фонд обязательного медицинского страхования и пенсионный фонд будете вы. С самозанятыми также заключается ГПХ, но с существенными изменениями — исполнитель обязуется сам платить все взносы и налоги. Так же, как и фрилансер-ИП-шник.
Выбор типа контракта зависит от задач, которые вы хотите отдать на аутсорс. Для разового результата в конкретный срок (например, печать листовок) оформляйте договор подряда, когда нужен сам процесс работы (поддержка сайта, услуги HR) заключайте договор возмездного оказания услуг, а с дизайнерами и копирайтерами подписывайте договор авторского заказа. При работе с индивидуальным предпринимателем пропишите в договоре номер свидетельства о регистрации ИП, а в договоре самозанятого — номер справки по форме КНД 1122035.
Где работать и как контролировать
При идеальном развитии событий вы просто отправляете исполнителю техническое задание с пометкой «сделать к четвергу», а уже в среду у вас на почте лежит готовая работа. Деньги звонко падают на карточку фрилансера, и вся команда, словно счастливые бизнесмены с фотостока, уходит в закат с улыбкой на лице.
Но такое бывает редко.
Начнем с того, что электронная почта не подходит для работы такого рода — письма теряются, забываются и попадают в спам. Лучше заведите доску в Trello. На ней наглядно видны задачи, дедлайны, ответственные исполнители и статус выполнения. Оформлять отдельное письмо каждый раз, когда у одной из сторон возникнет вопрос — тоже не самый эффективный менеджмент. Для текущих задач отлично подходит Mango Talker. Вообще мессенджер — часть экосистемы MANGO OFFICE, но создать (и удалить) новый профиль, даже если это профиль стороннего исполнителя, очень просто. Фрилансеру останется только скачать приложение и авторизоваться. Если переписки будет недостаточно, всегда можно бесплатно позвонить или организовать видеоконференцию и подробнее обсудить заказ. Приложение доступно на всех популярных платформах.
Как проверять
Конечно, критерии зависят от поставленной задачи. Но соблюдение сроков обязательно для всех исполнителей. Заранее обговорите и отметьте в договоре, что любая задержка отразится на оплате. Если вы будете использовать для оценки специализированные программы, то добавьте в договор и это. Например, на уникальность текст можно проверять на сайте text.ru, на соответствие инфостилю — на glvrd.ru, на семантику — advego.com, изображения на плагиат — Яндекс или Google, а HTML-код на валидность — на сайте W3C Unicor.
Почему фриланс — не панацея
В целом, делегировать часть задач на фриланс удобно, но совсем забыть о них не получится. Все равно придется научиться разбираться во всех нюансах работы вашего удаленного программиста, SEO или копирайтера. Иначе у вас не будет понимания, куда уходят ваши деньги, почему так много и насколько это вообще помогает вашему бизнесу.