Найти в Дзене
Живопись

Художник Михаил Александрович Зичи: русские акварели

Интерес к истории творчества замечательного венгерского живописца Михая Зичи продиктован прежде всего тёплым личным отношением к романтическому направлению живописи. Нельзя не отметить вклад мастера в развитие российской живописной традиции, привнесённый в бытность учителем рисования в городе Санкт- Петербурге. Но-обо всём по порядку.
"Портрет молодых женщин", 1850, бумага, акварель
"Портрет молодых женщин", 1850, бумага, акварель
"Портрет принцессы Анны Витгенштейн", бумага, акварель
"Портрет принцессы Анны Витгенштейн", бумага, акварель

Итак, молодой человек по фамилии Зичи получает образование юриста в славном городе Пеште, но сердце его всецело принадлежит искусству. Параллельно с учёбой в гимназии и университете, он, начиная с пятнадцатилетнего возраста, усердно осваивает науку рисования под руководством итальянского мастера Джакобо Марастони.

"Фальстаф с кружкой вина и трубкой", бумага, акварель
"Фальстаф с кружкой вина и трубкой", бумага, акварель
"За чтением.Молодой человек (Утро)", 1867, ГМИИ им. А.С. Пушкина
"За чтением.Молодой человек (Утро)", 1867, ГМИИ им. А.С. Пушкина

Позже он поступает в Венскую художественную академию, где его авторский «почерк» окончательно оформляется под влиянием выдающегося преподавателя Вальдмюллера.

"Спасательная шлюпка", 1847, Венгерская национальная галерея
"Спасательная шлюпка", 1847, Венгерская национальная галерея

Благодаря влиянию австрийского наставника на свет появляется его первая большая работа: «Спасательная шлюпка»; именно по рекомендации и при содействии Вальдмюллера будущая «звезда» романтизма становится учителем дочери княгини Екатерины Михайловны.

"Девочка с куклой", 1875
"Девочка с куклой", 1875

Несведущему наблюдателю может показаться, что Зичи — своего рода эталон «придворного» живописца, а темы его работ продиктованы скорее желанием угодить заказчику, нежели выразить самого себя посредством ретуши, акварели или портретного масла. Однако, принадлежащий его кисти портрет Лахоса Баттиани, первого премьер-министра Венгрии, написанный в 1849 году, был смелым политическим заявлением, не оставшимся без внимания как современников, так и историков искусства.

"Продавец яблок и пряников", 1852-1853, бумага, акварель
"Продавец яблок и пряников", 1852-1853, бумага, акварель
"Продавец селедки", 1852-1853, бумага, акварель
"Продавец селедки", 1852-1853, бумага, акварель
Со временем Зичи превращается в одного из главных придворных живописцев русского царя.

В «карьерном росте» героя нашего рассказа немалую роль сыграла восторженная реакция сановной публики на серию картин о гатчинской охоте, созданных по прямому заказу самодержца. Впрочем, нельзя отрицать и того благоприятного впечатления, которое произвела посвящённая Зичи глава из книги Теофила Готье, посвящённой воспоминаниям о посещении им России. Увы и ах: преклонение перед мнением именитого иностранца для русского двора оказалось едва ли не более весомым аргументом для внезапного появления моды на работы Михая, чем само его виртуозное обращение с кистью и карандашами.

"Коронация Александра II в Успенском соборе Московского кремля 26 августа 1856 года"
"Коронация Александра II в Успенском соборе Московского кремля 26 августа 1856 года"
"Выезд процессии Александра II"
"Выезд процессии Александра II"
"Поздравление Александра II 1 января 1863 года дипломатическим корпусом"
"Поздравление Александра II 1 января 1863 года дипломатическим корпусом"
"Свадьба Александра Александровича и Марии Федоровны"
"Свадьба Александра Александровича и Марии Федоровны"
"Парадный обед в Концертном зале Зимнего дворца по случаю визита в Санкт-Петербург германского императора Вильгельма I",1873
"Парадный обед в Концертном зале Зимнего дворца по случаю визита в Санкт-Петербург германского императора Вильгельма I",1873
"Бал в Концертном зале Зимнего дворца"
"Бал в Концертном зале Зимнего дворца"
"Представление в московском Большом театре по случаю священного коронования императора Александра II"
"Представление в московском Большом театре по случаю священного коронования императора Александра II"

Здесь перед нами раскрывается ещё одна замечательная сторона характера маэстро: обретя благосклонность Александра Второго и более не испытывая стеснения в финансовых средствах, он тотчас основал общество поддержки нуждающихся художников.

"Триумф Бернара Палисси"
"Триумф Бернара Палисси"
"Старый холостяк", 1847-50.
"Старый холостяк", 1847-50.

«Встав на ноги», маэстро много путешествовал. Прежде чем вторично и окончательно «осесть» в России, он отметился великолепными циклами работ, написанных в европейских турне. Они закрепили за ним статус «суперзвезды» от мира искусства, но слава эта не всегда имела безобидный характер. Например, скандальное «Пьянство Генриха Третьего» было запрещено французскими властями из-за своего глубоко антимилитаристского посыла.

"Тамара и Демон", иллюстрация
"Тамара и Демон", иллюстрация

Исполненные глубокого смысла и иронии, или же воспевающих гармонию и страсть полотна обессмертили его имя. Ницца, Вена, Тбилиси — всюду его встречали восторженные отзывы публики и взыскательных критиков. Цикл картин, написанных по настоянию состоятельной тбилисской элиты, которые можно условно объединить в цикл: «Витязь в тигровой шкуре», мастер безвозмездно презентовал грузинскому народу.

Иллюстрация к книге Шота Руставели “Витязь в тигровой шкуре”, 1888, Тифлис, 1888
Иллюстрация к книге Шота Руставели “Витязь в тигровой шкуре”, 1888, Тифлис, 1888

С тех пор художник отдавал предпочтение работе с иллюстративными изображениями.

-20