Были времена, когда у нас делали большие и качественные игры. Рассказываю про пять главных проектов начала нулевых и середины двухтысячных, которые стали культовыми.
«Дальнобойщики»
«Дальнобойщики» — это не просто симулятор грузовых перевозок, а целая жизнь. Россия — страна дорог и грузовиков, а образ водителя фуры, который задумчиво смотрит в даль давно ушел в народ.
Первые части «Дальнобойщиков» проходили на родных просторах: непростое управление фурой, система повреждений автомобиля и постоянно преследующая мафия превращало доставку грузов в непростую задачу. За хардкор и атмосферу игру и полюбили.
И если первая часть предлагала обычные поездки из точки А в точку Б, то уже со второй появились серьезные экономические элементы и открытый мир — теперь можно было свободно колесить по городам и искать более ценные грузы. Жаль, но третья часть перенеслась Америку, а баги и сильно устаревшая графика мешали получать удовольствие от игры. Но зачем нам третья часть из 2010 года, когда есть первые две начал нулевых?
S.T.A.L.K.E.R.
S.T.A.L.K.E.R. — это высшая точка развития не только шутеров в СНГ, но и вообще игр как развлечений. Ни до, ни после, геймеры не ждали релизам с таким трепетом. И что самое удивительное — за годы разработки игра не превратились в устаревший огрызок кода. Да, в ней встречались баги и критические ошибки, но открытый мир, атмосфера заброшенной территории и потрясающая симуляция жизни делали свое дело — от S.T.A.L.K.E.R. просто невозможно оторваться.
Игра породила целую серию книг, а фанатское сообщество до сих пор выпускает моды и патчи, собирая из S.T.A.L.K.E.R. игру мечты. Пожалуй, ни одно другое произведение так долго не жило в современной России — спустя 12 лет после выхода, игра по-прежнему остается актуальной. Какой будет вторая часть, и выйдет ли она вообще, уже не так важно.
Мы получили идеальный шутер еще в 2007 году и этого вполне достаточно.
Рекомендую: 5 игр про Чернобыль для тех, кто в восторге от сериала
«Корсары»
Лучший шутер-вестерн Call of Juarez сделали поляки, а мы — лучшую пиратскую игру начала нулевых — «Корсары». Открытый мир, романтика флибустьеров и ролевые элементы в геймплее — в «Корсары» можно было зайти на пару минут и пропасть на неделю, изучая острова, торгуя на рынках, выполняя квесты и сражаемся с противниками на море.
И если первая часть проходила в вымышленном районе Карибского моря, то вторая обрела исторический подтекст и погрузила игроков в реальную географическую местность (привет, Assassin`s Creed!). Удачно разделив геймплей на сухопутный и морской, разработчики нигде не с халтурили: на островах было интересно бродить и общаться с местными, а в море — брать на абордаж испанцев и грабить торговые суда.
«Демиурги»
В 2001 году в России взяли и совместили в игре элементы пошаговой стратегии и карточных ролевых игр. Получилось крайне хорошо! Но как культурное явление «Демиурги» не раскрыла весь свой потенциал.
Сейчас, в мире где есть Hearthstone и гик-культура, эта серия отечественных игр кажется наиболее интересной «на экспорт». Судите сами: она ни на что не похожа, обладает уникальной вселенной, а в механике разберется даже ребенок! Лично я проводил за игрой уйму времени, а когда мне дали Heroes of Might and Magic, то он показался слишком скучным:)
Игровой процесс в «Демиургах» делится на два режима: в одном мы передвигаемся по карте (как в «Героях»), а в другом — сражаемся на боевом поле с помощью колоды с картами. В игре очень много магии и волшебства, бестиарий проработан, а изучать вселенную приятно даже спустя почти двадцать лет после выхода первой части.
«Мор. Утопия»
Выпустить первую инди-игру в 2005 году? Легко! Собрать негативные отзывы от профильной прессы? Еще легче! Стать любимой среди тысячи геймеров? Запросто!
«Мор. Утопия» сделало то, чего не удавалась играм в России — она превратилась в искусство и стала культовой среди интеллектуальной тусовки. И, конечно же, ее мало кто понял: в свое время главный журнал России «Игромания» влепила ей оценку «плохо» и назвала «трэшем», а потом, спустя лет десять, он превозносил ремейк и пел ему диферамбы, называя культовым и гениальным произведением.
Но оценка ничего не значит: все это время игроки знали, что «Мор. Утопия» — это лучший сюжетный квест с RPG-элементами на всем постсоветском пространстве.
По сути перед нами симулятор выживания (за пару дестяков лет до того, как это станет трендом). Под управлением игрока — три персонажа, которые оказываются заперты в городе в разгар эпидемии. У каждого из них свои цели и мотивы, а игроку нужно следить за десятком параметров, чтобы не умереть. Мало кто добирается до финала, но ознакомится с механикой все же стоит. К тому же, сейчас вышел отличный ремейк-перезапуск от той же студии Ice-Pick Lodge.
Бонус: «Черная метка»
Не мог не добавить сюда шутер от первого лица, который прочно засел у меня в голове. Пожалуй, это лучшая работа студии Orion Games, которая клепала долгие годы плохие игры («Метро», «Территория тьмы» и «Обитаемый остров: Чужой среди чужих»), а потом собралась и выпустила в 2008 году свой шедевр.
Взяв за основу сюжет из рассказа Андрея Дашкова про жестокое реалити-шоу на улицах российского города, авторы сделали экшен от первого лица в стиле Condemned: с отличной боевкой, безумными противниками и сюрреалистичным окружением.
2008 год был особенным для нашей индустрии: тогда вышло огромное число достойных игр, после которых казалось — дальше будет только лучше. Но случился кризис. Об это я рассказывал в своем материале — там есть русский Bioshock, украинский слэшер и Сталинград, который стал Зомбиградом.
Рекомендую:
На минималках: во что мы играли в 2011 году?
5 новых игр из России и СНГ за которые совсем не стыдно
4 новых игры, которые украдут у вас все свободное время