Мы продолжаем серию публикаций, посвященных съемке на камеру мобильного телефона. В новом выпуске фотографы рассказывают, как обратить в художественные приемы фотостереотипы и популярные ошибки.
✔️ В первой части читайте про основы мобильной съемки.
✔️ Во второй — про обработку фотографий, съемку людей и предметов.
Саша Гром, фотограф, инстаграм-блогер
Частая ошибка начинающего фотографа — зацикленность только на технической стороне съемки. В некоторых жанрах фотографии технические ошибки можно использовать как художественный прием. Пересвет, заваленный горизонт, смаз, контровой свет, расфокус, сильное зерно — все это помогает зрителю лучше прочувствовать историю. В качестве примера рекомендую журнал Provoke: Provocative Materials for Thought, работы Нобуеси Араки, Ютаки Таканаши и Шомей Томацу.
Говорят, что нельзя фотографировать снизу вверх. Попробуйте выйти на оживленную улицу и снимать происходящее вокруг вас с уровня пояса — вы увидите, что даже в этом есть своя особенность. Такой прием добавит кадру динамики, он подойдет для репортажной съемки или если вы хотите сфотографировать человека, но стесняетесь спросить его разрешения.
Олег Самойлов, фотограф, руководитель «Открытой школы фотографии и кино»
В классической фотографии твердят: «Нельзя располагать предмет или человека по центру кадра». Принцип симметрии, когда главный объект располагается точно в центре, опровергает этот запрет. Но он подходит не для всех случаев. Чаще всего прием используют, когда в кадре однородный фон, природа или просто стена. Посмотрите портфолио фотографа Родни Смита, оно выстроено на кадрах, где главные объекты располагаются посередине.
Заваленный горизонт чаще всего мешает кадру. Но в некоторых ситуациях этот прием придает динамику и создает эффект движения. Например, если вы фотографируете человека, который идет к вам, легкий завал камеры налево создаст эффект неустойчивости и видимость того, что объект движется. В кино похожий прием называется «голландский угол».
Стереотип, о котором я слышу чаще всего, — нельзя снимать против света. Из-за этого люди на снимке получаются «черными». На самом деле, большое количество хороших портретных кадров сделаны как раз в контровом освещении, когда фотограф снимает в сторону солнца, на темном фоне. Такой ход подчеркивает объем и силуэты. Важно лишь дать правильный свет на лицо. Для этого можно использовать отражатель или, если его нет под рукой, здание, которое будет играть его роль. Нужно встать так, чтобы светлое здание находилось за фотографом и отражало свет на лицо человека.
Нельзя обрезать голову в кадре — большое заблуждение. Если есть задача сделать в портрете акцент на глаза, лучше «отрезать» лоб, оставив немного места над бровями. Лоб — это большой и светлый участок кадра, и взгляд зрителя падает сначала на него, а потом на глаза.
Немного «обрезанные» ноги или руки считаются грубейшей ошибкой. Для некоторых фотографов такой ход — особенность стиля. Например, на снимках Энни Лейбовиц в качестве «фишки» «обрезаны» пальцы рук, ноги.
Фотография должна быть четкой, но не всегда. Благодаря регулировке глубины резкости можно создать классные объемные портреты. Нечеткая фотография может создавать настроение. Например, фотографии с войны, даже если они размазаны, передают всю напряженность момента. Или вечерний кадр с танцующей девушкой — именно за счет смазанности снимка мы увидим динамику в статичной фотографии. Если бы фотография в этом случае была четкой, движение оказалось бы замороженным, и зритель не понял бы, постановочное фото или нет.
Юлия Милютина, фотограф
Фотографировать после захода солнца — табу. Но только для тех, кто не умеет работать со светом. Далеко не обязательно иметь профессиональное оборудование. Используйте любой осветительный предмет: лампы, фонарики, свечи. Играйте, переставляйте предметы, управляйте светом, смотрите под разным углом.
Не стоит использовать вспышку для портретов в хорошо освещенном помещении. Все очень субъективно и зависит от результата, который вы хотите получить. Для коммерческих портретов лучше не использовать вспышку «в лоб»: лицо получается плоским. Но для творческих съемок это работает, и в зависимости от ракурса можно получить очень хорошие кадры. В этом случае макияж модели должен быть ярким: вспышка «съедает» косметику, за счет чего вместо лица и получается тот самый блин.
Подготовила Динара Валеева
Читайте также: