Арочные мосты внесли особый вклад в развитие мостостроительства а такие инженеры как Абрахам Дерби Густав Эйфель Густав Линдентель Ральф Фриман прочно закрепили за собой как первооткрывателей проектирования и строительства этих гениальных сооружений.
Арочный мост Iron Bridge
Арочный мост Iron Bridge — это первый чугунный арочный мост который был построен в 1779 году Абрахамом Дерби (Abraham Darby) в городке Коэлбрукдэил (Coalbrookdale) в графстве Shropshire в Англии.
Арочный мост Марии Пиа по проекту Густава Эйфеля
Отсутствие широкого стального проката приводило к созданию ажурных конструкций, мастером которых, несомненно, был Густав Эйфель (Gustave Eiffel). Мост Марии Пиа (Ponte Maria Pia) через реку Доуро в Португалии с пролетом 160 м был построен в 1877 году по его проекту.
Арочный мост Эйфеля Гарабит
В 1884 году Эйфель строит мост Гарабит (Garabit) во Франции аналогичной системы с пролетом арки 165 м. Пролет арки в то время был наибольшим в мире. Но этот мост стал последним в карьере Эйфеля. Через несколько лет он станет всемирно известным своей башней в Париже, построенной в 1899 году к открытию всемирной выставки 1900 года.
Арочный мост Sydney Harbor Bridge 1932 года
Из множества проектов мостов через Гавань Сиднея вначале рекомендовался консольный мост. Но после сооружения моста Хел Гейт в Нью-Йорке планы были пересмотрены, и был объявлен международный тендер. Тендер был выигран английской компанией, которую возглавлял Дорман Лонг и проектный консультант Ральф Фриман.
Строительство моста через Сиднейскую Гавань было завершено в 1932 году. Пролет моста составил 503 м; Вес стали 38390 т; Высота над водой 52.4 м Ширина моста 49.0 м Предназначен для четырех путей рельсового транспорта и 6 полос движения в каждом направлении.
Расход стали на квадратный метр моста составил 1560 кг. В строительстве арочного моста Sydney Harbor Bridge 1932 года с пролетом 503 м применяли технология навесного монтажа металлических пролетных строений.
Bayonne Bridge в Нью-Йорке
Othmar Ammann (1879-1966), второй ассистент Gustav Lindenthel, был автором моста Kill Van Kull или Bayonne Bridge в Нью-Йорке, строительство которого было окончено в 1931 году
Пролет моста составил 503.6 м, т.е. на 0,6 м больше чем у моста в Сиднее; вес стали пролетного строения 16520 т. Но, несмотря на несколько больший пролет, признанным лидером среди арочных мостов все равно является мост в Сиднее, так как он самый широкий.
Сейчас арочные мосты не так популярны для перекрытия больших пролетов, как были раньше. В настоящее время их заменили мосты других систем. В то же время, арочные мосты с пролетами 200-300 м могут быть вполне оправданными и сопоставимы по расходу стали с вантовыми мостами
Арочный мост New River Gorge Bridge, West Virginia
Но бывают случаи, когда становится оправданным строительство арочного моста с существенно большим пролетом. В 1978 году был построен арочный мост с пролетом арки 518м через Новую Речку в Западной Виржинии в США.
Арочный мост Roosevelt Lake Bridge
Хорошо вписан в окружающий ландшафт арочный мост через озеро Рузвельта в Аризоне с пролетом арки 329 м, в котором пролетное строение подвешено на канатах к стальным параллельно расположенным аркам коробчатого сечения.
Пешеходный арочный мост Филиппа II в Барселоне
Арочные мосты с ездой понизу могут быть удачно вписаны в городскую перспективу. В настоящее время разработаны и реализованы проекты безраспорных арочных мостов небольших пролетов 60-80 м, которые по своим показателям (стоимостным и по расходу стали) соизмеримы с балочными мостами. Очень хороши арочные пешеходные мосты где возможно широкое поле для архитектурного творчества.
На рисунке показан пешеходный мост Филиппа II в Барселоне, проектировки Santiago Calatrava. После этого моста им было создано еще много арочных мостов с необычной формой.
Арочный мост через Обь у Ханты-Мансийск
Мост через Обь у Ханты-Мансийска с арочным пролетом 304.5 м был построен в 2004 году по проекту АО Трансмост. Этот мост имеет рекордный пролет в России.
Арочный мост Banghwa Bridge
В Сеуле в Корее в 2000 году был построен мост Banghwa Bridge с пролетом 540м. Мост продержался рекордсменом всего три года, до того, как в Китае был построен мост с большим пролетом.
Арочный мост Lu-Pu Bridge
Мост Lu-Pu Bridge в Китае имеет наибольший пролет среди арочных мостов, равный 550 м. Мост был построен в 2003 году по проекту фирмы Michael Baker Jr. Inc.департамента автомобильных дорог Западной Виржинии.