http://nb-forum.ru/foreign-experience/biblioteka-veshei
На ковровое покрытие страшно смотреть. А скоро нагрянут гости. Что делать? Есть три варианта: купить специальную машину для чистки ковров (около 130 фунтов стерлингов), вызвать клининговую компанию (40 фунтов), взять агрегат напрокат (29 фунтов за два дня). Но если вы живете в лондонском районе Уэст-Норвуд, вам нужно лишь дойти до библиотеки и одолжить эту машину всего за 9 фунтов.
За граблями — в библиотеку
Конечно, Library of Things не обычная библиотека. Это — «Библиотека вещей», социальное предприятие, где можно взять на время буквально все на свете: инструменты, туристическое снаряжение, кухонную утварь, одежду…
Идея проста. Любой житель района может стать членом этой организации абсолютно бесплатно и заимствовать пять предметов в неделю. «Библиотека вещей» работает следующим образом. Мы все являемся владельцами всех вещей, которые у нас есть. Когда людям что-нибудь нужно, они приходят и берут их на время по очень низкой цене», – говорит сооснователь предприятия Ребекка Тревальян. Стоимость проката определяется ценностью предмета и его популярностью. Моющая машина — одна из самых дорогих вещей в «библиотеке». В среднем рента составляет от двух (грабли) до четырех (хлебопечка) фунтов. Полный список представлен в онлайн-каталоге.
Доход социальное предприятие получает пока лишь от ренты за взятые вещи. Но очень скоро Library of Things намерена заняться торговлей сопутствующими товарами: чистящими средствами, сверлами для дрелей и т.д.
К тому же они выиграли специальный приз Королевского общества искусств за разработку пошаговой инструкции для тех, кому захочется создать такую же «библиотеку». Тревальян с коллегами уже проводят тренинги для всех желающих. Основное место работы основательницы «Библиотеки вещей» — Impact Hubв Брикстоне.
«Мы надеемся, что подобные предприятия появятся в самых разных местах — обычных библиотеках, жилых домах, общественных центрах и магазинах», – говорит Тревальян.
Без денег и начальства!
Новое — это хорошо забытое (или слегка модернизированное) старое. Сама концепция «Библиотеки вещей» и подобных ей предприятий не нова. Лизинг, лендинг, прокат, обмен, аренда, рента, да и обычные библиотеки — человечество давно уже придумало массу способов избежать традиционного «купи-продай» и пользоваться вещами, не владея ими. Но интернет и цифровая революция выдвинули подобные модели на первый план. Наступила эпоха экономики совместного потребления (sharing economy). По прогнозам экспертов, к 2025 году оборот этого сектора достигнет 335 миллиардов долларов в год, что сравнимо со сферой традиционной аренды и проката.
Звезды совместного потребления — Uber, ZipCar, TaskRabbit — любят говорить о том, что они подрывают традиционную экономику. И, действительно, в своих областях им удалось произвести настоящие революции. Недаром глобальная гостиничная индустрия так активно выступает против сервиса Airbnb.
Но Library of Things настроена еще более радикально. Uber и иже с ним представляются им явлением вчерашнего дня: частная собственность, штат менеджеров. Цель основателей «библиотеки» – сделать свое социальное предприятие полностью общественным. Им владеет, пользуется, его контролирует, получает от него прибыль и пользу исключительно местное сообщество.
Экономика часов
Эту философию разделяет онлайн-платформа обмена временем и работой Economy of Hours (или просто Echo). Сегодня она объединяет около трех тысяч человек, которые свободно и самостоятельно торгуют своим временем и трудовыми навыками. Один трудочас стоит столько же, сколько любой другой, независимо от того, в чем состоит работа: чистке того же ковра или разработке фирменного дизайна. В отличие от своих «старших братьев» — TaskRabbit, Fiverr, PeoplePerHour — здесь в принципе отказались от денежной оценки труда. «Нам хотелось создать нечто предельно демократичное и доступное, нечто, в чем может на равноправной основе принять участие любой человек», – объясняет одна из руководительниц общественной предпринимательской компании Echo Сара Хендерсон.
Брачный союз или экономический катаклизм?
Главная проблема экономических моделей совместного потребления состоит в сложности их масштабирования, считает эксперт по вопросам устойчивости бизнеса организации Forum for the Future Бен Келлард. У социальных предпринимателей, как правило, есть масса инновационных идей, а вот с деньгами и возможностями выхода на рынок дела обстоят значительно хуже. В традиционном бизнесе все с точностью до наоборот: есть и деньги, и рынок сбыта, а свежих решений — немного. «Теоретически, идеальным выходом был бы союз между двумя моделями, – говорит Келлард. – На практике же, увы, такое можно встретить крайне редко».
Эксперт признает, что sharing economy является уже необратимой тенденцией и крупные корпорации, игнорирующие появление этих инноваций, рискуют. Однако полноценная кооперация между большим бизнесом и экономикой совместного потребления, по словам Бена Келларда, представляется пока не столь продуктивной, как общение и осторожные эксперименты в области синтеза двух бизнес-моделей. Это уже происходит в некоторых инновационных хабах, например Unilever Foundry или Wayra.
Еще один камень преткновения для предприятий совместного потребления, как ни странно, – низкий социальный заказ. Люди любят покупать, и отучить их от этого не так-то просто. «Гораздо легче, конечно, нажать одну кнопочку в интернете и в очередной раз бездумно купить ненужную ерунду», – говорит Сэм Стефенс, основатель пункта обмена Streetbank (спонсором которого также является сеть B&Q). Когда Стефенс начинает мечтать о будущем sharing economy, то порой сам пугается своих мыслей: «Получается, что только очень сильный экономический катаклизм может заставить людей пересмотреть свой подход к шопингу и потреблению». Но он надеется, что соцпредприятиям, основанным на экономике потребления, удастся все же совершить «бескровную революцию». Все дело в том, чтобы привить людям ответственное отношение к потреблению – и тогда все станет по-другому.