Черное море к началу 20 века-море противостояния Российской и Османской империй. И если в начале века превосходство России было безоговорочным,то после Цусимы и появления "Дредноута" у турок появился шанс изменить ситуацию.
Турция заказала в Англии три дредноута с готовностью на 1913-1914 гг .
Российское морское министерство спешно выделило средства на постройку трех дредноутов для Черноморского флота. Чтобы ускорить процесс -за основу взяли проект балтийских дредноутов,которые ускоренно строились в Петербурге.Усилили бронирование и противоминную артиллерию,правда немного снизилась скорость.
Единственно подходящими верфями оказались частные верфи "Наваль"и Руссуд в Николаеве,которым и был выдан огромный заказ на постройку трех линкоров. С этого времени Николаев стал южной судостроительной базой Российского и Советского флота со специализацией на больших кораблях.Заказ был увеличен до 4-х единиц- "Императрица Мария" и "Императрица Екатерина Великая" «Император Александр III» и «Император Николай I»(закладывался как "Иоанн Грозный") .Даты даны по новому стилю.
"Императрица Мария"
заложен 30.10.1911 ,спущен на воду 1.11.1913,вступил в строй 06.07.1915
"Императрица Екатерина Великая"
заложен 30.10.1911 ,спущен на воду 6.06.1914 ,вступил в строй 18.10.1915
«Император Александр III»
заложен 30.10.1911 ,спущен на воду 15.4.1914 ,вступил в строй 28.06.1917
«Император Николай I»
заложен 22.06.1914,спущен на воду 18.10.1916
Итак,"Императрица Мария"
Водоизмещение(стандартное/полное) 22600 / 24000 т , длина/ширина/осадка 167,8 / 27,3 / 8,40 м.4 паровые турбины, 20 котлов Ярроу ,26500 л.с.,Скорость хода 21 узел,Дальность плавания 3000 миль(при 12 узлах).
Экипаж1220 чел.Бронирование267-100 / 45 мм.Пояс/борт75-37 мм.Палуба250-125 мм.Барбеты250 / / / мм.Башни ГК
(лоб/бок/тыл/крыша)300 мм.Боевая рубка Вооружение-12 (4×3) — 305-мм/50 орудий;20 (20×1) — 130-мм/53 орудий;4 (4×1) — 75-мм/48 орудий Canet;4 (4×1) — 47-мм/40 орудий Hotchkiss;4 — 7,6-мм пулемета.4 — 450-мм торпедных аппарата .
В строй корабли начали вступать в 1915 году- и флот уже очень сильно нуждался в них.Хотя заказанные в Англии турками к началу войны не успели и были конфискованы англичанами, союзники -немцы успели перебросить в Черное море и формально продать Турции линейный крейсер "Гебен" и легкий крейсер "Бреслау"вместе с немецкими экипажами. Целый год они безнаказанно хозяйничали в Черном море-обстреливая русские порты и терроризируя торговые пути. Пользуясь преимуществом в скорости они легко уходили от тихоходных русских броненосцев.
К октябрю 1915 в строю были уже обе "Императрицы"- и германо-турецких рейдеров заперли в Босфоре. В январе 1916 года «Гебен» встретился с «Императрицей Екатериной» и едва унес ноги, получив несколько попаданий с дистанции 22 км. Лишь наступившая ночь спасла его.
"Императрица Мария" стала флагманом ЧФ. Господство на море позволило начать активное планирование десантной операции на Босфоре.
Но в 6 -15 утра 20 октября 1916 над носовой частью стоявшей в Севастопольской бухты "Императрицы Марии" поднялся огромный столп черного дыма-на воздух взлетел погреб носовой башни. Начавшийся пожар был почти потушен-когда около 7 часов раздался еще более мощный второй взрыв . Корабль накренился,перевернулся и затонул. Погибло более 300 человек.Корпус подняли в 1917,в 1927 разобрали на металл.
Следственная комиссия расследовала три основные версии-техническая неисправность,халатность и диверсия. Тайна гибели "Императрицы Марии " не раскрыта до сих пор,хотя появлялись даже весьма экзотические гипотезы-как в фильме "Кортик" например.
Причуды истории-во время Крымской войны в той же севастопольской бухте был затоплен флагман адмирала Нахимова при Синопе-парусный линкор "Императрица Мария".
Но даже после гибели "Императрица Мария" продолжала защищать страну. Специалисты ЭПРОНа( Экспедиция подводных работ особого назначения ) подняли башни главного калибра погибшего корабля .
Судьба остальных черноморских дредноутов тоже сложилась трагично-
"Императрица Екатерина Великая" получила революционное имя "Свободная Россия" и весной 1918 была затоплена торпедами с эсминца "Керчь" 18.06.1918 во избежание захвата наступающими немецкими войсками.
«Император Александр III» был революционно переименован в "Воля". Экипаж увел его в Крым,занятый немцами,а когда Крым заняли белые ,линкор сменил имя на "Генерал Алексеев".Вместе с остатками врангелевского флота эвакуировался В Стамбул-потом перешел в Тунис-где в Бизерте был сдан французам и в 1936 разобран на металл.
«Император Николай I» весной 1917 стал именоваться "Демократия",а в недолгое правление гетьмана Скоропадского-"Соборна Украина",но достроен так и не был-и в 1923-1924 пошел на слом.
Так закончилась трагическая судьба черноморских дредноутов...
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам
Выпуски "Морской коллекции"-
Линейные корабли. Самый большой и бесполезный. "Ямато".
Линейные корабли. Последний из могикан. "Вэнгард"
Линейные корабли. Морские гиганты Дунайской монархии.
Линейные корабли. Первый среди лучших."Дредноут"
Линейные корабли.Самые маленькие.И вива Эспанья!