Смешно отрицать влияние школы на самооценку и развитие детей. В этой статье я напишу, в чем, на мой взгляд, секрет успешной учебы моих детей.
Я сужу о влиянии школы, исходя из своего опыта. Это десять лет учебы в советской школе 80-х — 90-х годов 20 века. А также десять лет взаимодействия со школой в качестве мамы двух дочек, с 2004 по 2014 гг.
О моей школе.
О своей школе, о своих учителях я вспоминаю с любовью. Мне очень повезло не только с учителем начальных классов, но и с классным руководителем в средней школе. И наши учителя-предметники были классные, почти все. Не все предметы давались мне одинаково хорошо, точные дисциплины шли «со скрипом». Но особых проблем или слез из-за нежелания идти в школу не было.
Я в начальной школе
Я помню дружбу между мальчиками и девочками в начальной школе, интересные уроки Марии Гавриловны. Помню, с какой радостью после каникул получали учебники, листали иллюстрации, оборачивали в самые красивые обложки. А как интересно было обменяться книгами на переменах!
Соревнования октябрятских «звездочек», острое желание победить. Помню не только наши веселые игры в переменах в «цепи кованые», но и ненавистное пришивание воротников и манжет на колючее коричневое платье. Противные школьные фартуки, лямки которых все время так и норовили оборваться.
Помню, как старательно заучивала пионерскую клятву. Как мне было важно надеть пионерский галстук. И свое разочарование, когда не приняли в пионеры. Тогда я впервые столкнулась с абсурдностью » вышестоящих установок» и нормативом приема. Но то был лишь первый звоночек.
Хотя после него я более… хмм… скептично стала относиться к разным «мероприятиям». Оказалось, что для получения вишенки с торта :-) надо держать нос по ветру.
Сейчас в школах вводят такой предмет, как риторика. Но нашей риторикой были 5-10 минут политинформации. Необходимо было найти статью в гаете, прочитать, запомнить и рассказать коротко и интересно всему классу. А в классе было около 40 человек. Первый раз страшно, но потом привыкаешь не бояться. Опыт таких выступлений потом не раз мне помог не только в старших классах, но и позже.
Я в средней школе
В средних и старших классах в школу проникли раздрай и болтология. В стране началась перестройка.
Был у нас один противный преподаватель истории, коммунист. И мы его не то чтобы ненавидели, но тихо презирали. Он говорил только книжные умные слова и был так неискренен и «пронафталинен» установочными цитатами из газет, что аж зубы сводило его слушать. И попробуй только не ответь ему фразой из учебника — всё, ты не настоящий пионер. Впоследствии он стал каким-то депутатом :-) и ушел из школы. А мне с тех пор противно слушать нафталинных чинуш.
Школьный родительский комитет на одном из совещаний с администрацией школы продавил решение о какой-то другой форме обучения. Оказывается, она давно существовала, но не было руководящей установки ее применять. Всё же должно было быть одинаково у всех. И вот при общем обязательном количестве часов мы могли какую-то часть предметов осваивать по выбору в меньшем объеме, а какую-то — в большем. А могли остаться на обычной форме обучения. Фактически в 10-11 классе у нас были подготовительные курсы к поступлению в вузы.
Появились кружки, которые вели преподаватели университетов. Помню, как мы читали «Мастера и Маргариту» Булгакова и «Один день Ивана Денисовича» Солженицына в каком-то газетном варианте распечатки. Спорили, пытались с разных точек зрения рассматривать одну проблему.
Но постепенно мы убеждались, что все эти слова часто пустой треск. Так сказать, без последствий.
А еще мы вдруг кинулись узнавать, кто из нас какой национальности, хотя раньше было как-то без разницы. Переживали отделение республик от СССР.
Что дала мне школа
Итак, что мне дала школа?
- Безусловно, крепкие знания по ряду предметов.
- Знания о мире, в том числе исторические (реально, я больше знаю просто названий разных стран, чем мои дети).
- Желание и навык учиться. Это, наверное, самое важное, что мне дала школа.
- Но также я получила и опыт неуспешности и неуверенности в себе. У нас не было травли и чего-то из ряда вон выходящего. Но дразнили и изводили многие многих.
- Школа надрессировала навык не высовываться. Каждый гвоздик должен быть вбит в доску на том же уровне, что и соседний. Даже если ты не согласен, держи свою фигу в кармане. Любое возражение возможно только в заранее согласованных рамках, а дальше — ни-ни. Мы стали скептиками и даже циниками, не верящими лозунгам и красивым фразам. Потому в красивых оборотах фраз была пустота.
Школа изменилась
Я могу оценивать влияние школы на моих детей только в сравнении со своим опытом учебы в школе.
Мои старшие дети тоже одно время учились в той же школе, что и я (вообще первая дочь училась в двух школах, а вторая — даже в трех).
Моя школа не поменяла номер, она стоит на том же самом месте. А выглядеть она стала даже лучше: зеленый газон, ёлочки перед школой, старые деревянные рамы на окнах заменили на красивый белый пластик. Но я вижу и то, что ушло вместе с удобными партами Короткова. За эти годы из школы куда-то ушло уважение к ученику и почтение к учителю. Пропали понятные учебники и согласованные между собой учебные программы.
Да, сейчас в обучение введен игровой элемент, учебники и рабочие тетради более яркие. Но иллюстрации в учебниках стали какими-то бессмысленными. А программы разных учебных предметов не согласуются между собой по темам. Материал выстроен часто по логике, понятной лишь разработчикам. И при все нарастающей загруженности заданиями дети осваивают какие-то верхушки знаний. На углубленное изучение премета просто не хватает времени.
Опыт старшей дочери
Я помню, что делала домашние задания самостоятельно. И только в очень редких случаях обращалась за помощью к родителям. Проверяли родители мои домашки только в первом классе, дальше не было необходимости.
И я (наивная) воображала, что мои дети так же будут учиться самостоятельно.
Ха-ха!
Уже на первом родительском собрании старшей дочери нам сказали, что дети будут учиться по продвинутой программе, поэтому учить уроки всегда надо вместе с детьми, иначе они не будут успевать. И началось как в анекдоте: «Вчера учили уроки. Я орала, ребёнок ревел, бабушка писала сочинение». Ну, бабушку мы не подключали, но все остальное было.
А на следующий год добавилась домашка и второй дочери. Программы у них были разные, требования подчас диаметрально противоположные. Темы, которые старшая начинала проходить во втором классе, вдруг встречались у средней дочери в первом классе. И наоборот, иногда то, что изучала средняя, старшая еще не знала. К оформлению (куда ж без него) требования тоже не совпадали.
Старшая дочка училась практически ровно, особенно легко шли русский и два иностранных языка (один учила не в школе). И учителя ее хвалили все годы учебы. В общем-то, она была удобной ученицей, с точки зрения школы. Еще с детского сада она не настаивала на своем мнении, даже когда была с чем-то не согласна. А дома возмущалась, объясняла мне, что было неправильно и почему оппонент не прав. Но в школе внешне была неконфликтной и исполнительной. В каком-то смысле, внешне соответствуя стандартам, в стенах школы она «наступала на горло своей песне». Она усвоила, что надо быть максимально «как все», и будет тебе счастье.
Дома же было чтение взахлёб книг, неумолчное пение, сочинение песен. И постоянные поиски новых хобби, и выстраивание различных теорий (иногда с точки зрения логики, а иногда на каком-то ассоциативном ряде). Во многом ей помогла сохранить себя музыкальная школа. И в особенности замечательные чуткие педагоги по вокалу, с большим вниманием относившиеся к внутреннему миру каждой своей ученицы.
Опыт средней дочери
К первому классу средняя дочка еще очень медленно читала.
Как она умудрилась не выучить буквы и слоги рано, я не понимаю. Правда. Буквы были везде: магниты на холодильнике, написанными на кубиках, в ярких книжках. Все стены у нас дома были обклеены вырезанными из разных журналов яркими буквами, слогами и отдельными словами.
Но средняя дочь, в отличие от старшей, упорно не их игнорировала. Когда я пыталась привлечь внимание к какому-нибудь слову, посмотри, мол, вот «кот», а это «нос», дочка просто отворачивалась. В конце концов я решила, что ее время для чтения еще не наступило, и отстала.
Всё, что она хотела прочитать, ей красиво и быстро читала вслух старшая сестра. Поэтому чтение было только для мамы и только с большим нежеланием.
Но зато память у нее была потрясающая. Длинные стихи на слух она запоминала моментально, часто с первого или второго раза.
Еще в детском саду она легко решала примеры старшей сестры по математике. Очень оригинальным способом. Ну, во всяком случае, мне он не приходил в голову, пока дочка не рассказала.
В первом классе у старшей были примеры и задачи на сложение и вычитание сразу с переходом через десяток. И у нас никак не получалось преодолеть десять. Как только число больше десяти, так у нас «затык». Решаем вечером пример 5 + 7, уже и на грибочках, и на цветочках, и на ёжиках. Ну, никак не получается. А из соседней комнаты вторая дочь кричит: «Да замучили уже меня, двенадцать!» «Ну-ка, — говорю средней, — реши 6+8 «. Выдает сразу: четырнадцать. Даю еще пример — опять тут же решила. Даю на вычитание — опять решила. «Да как же ты решаешь?» «А я деньги представляю в голове». А я-то — грибочки, цветочки. Точно, в рублях-то понятнее.
Начальная школа
Но уже в начальной школе средняя дочка очень быстро разуверилась в себе, в своих способностях.
С приходом нового учителя все ее инициативы пресекались. А в активности и жажде справедливости видели почему-то жажду анархии, хулиганство и даже наглость.
Помню, я пришла в школу, чтобы узнать, все ли хорошо с учебой у средней дочки и как складываются ее отношения с новым учителем. Это был второй класс. Спрашиваю, все ли в порядке, как учится моя дочь. И получаю ответ на полном серьёзе: «В меру своих способностей». И всё, без продолжения. Что это? А главное, как за неделю были измерены способности моего ребенка? Я сама-то, хоть и мать, их до конца не знаю.
Со второго класса средняя дочь начала бунтовать против школы доступными в ее возрасте способами. Разговоры о правилах и о необходимости вести себя, «как положено», не помогали.
И вот пригласили меня однажды посидеть на уроках, так сказать, полюбоваться. Отпросилась с работы на весь день, пришли вместе с дочкой в класс, и я села за последнюю парту. Конечно, при мне дитё сидело на уроках идеально. И мера эта помогла — с этого дня дочка стала меньше нарушать дисциплину.
Но увиденное в классе меня поразило. Я увидела, против чего бунтует мой ребенок. На каждом уроке дети слышали монотонные фразы, типа «ну, у Иванова, как всегда, грязно», «естественно, Петров опять всё прослушал», «конечно, Сидоров опять сделал ошибку», «ты будешь хоть когда-нибудь стараться?», «как обычно, на поля залез» и т.д. И ни одного слова похвалы.
Если ребенку говорить, что он свинья, то в конце концов он станет поросёнком.
Поросёнком моя дочка становиться не хотела. Согласиться с тем, что она «всегда», «опять» сделала плохо, не могла. Вот и бунтовала.
К сожалению, я поздно поняла, что надо было менять школу. А в то время я пыталась "найти подход" к учителю и показать, что ребенок у меня хороший, умный и не злой. Но ярлык «девочки с не девичьим поведением» уже был повешен и приклеен намертво. Каждый новый учитель видел только ярлык и воспринимал мою дочь только так. Желания учиться с каждым днем было все меньше и меньше. «Выезжала» девочка только на своих способностях.
Средняя школа
В новую школу дочка пришла с таким опытом негативизма и молчаливой борьбы с учителями, что, наверное, только огромные усилия могли бы растопить лёд в ее отношении к школе как таковой.
В то же время девочка все больше и больше занималась разной живностью. Ещё в детском саду мы завели кошек, перепелок, рыбок. Потом добавились хомячки и черепахи. С улицы дочь приносила то раненых птиц, которых пыталась всеми силами выхаживать, то щенков и котят, которым надо было срочно искать дом. Позже добавились занятия на ипподроме. Кроме лошадей, в конюшнях ипподрома жили козы и даже овцы. Там дочка была счастлива и готова находиться сутками.
Хотя учителя на родительских собраниях говорили, что дочка способная и учиться может на 7 (кто из родителей этого не слышал?), в дневнике стабильно появлялись 3 и 4. Дочка желала, чтобы от нее просто отстали. В школе жаловались на дисциплину. На то, что приносит в рюкзаке «мелких животных», приводит погреться собак в фойе школы. С одной стороны, я понимала, что это неправильно с точки зрения школы и учебного процесса. Но, с другой стороны, понимала, что и дочка была права, когда зимой по дороге в школу находила замерзающую собаку и спасала ее от обморожения доступным ей способом.
Дальше случилась травма на уроке физкультуры. Учитель не поверил дочке, что ей больно бежать, так как болит нога. Нет справки с освобождением - беги. После бега дети стали делать кувырки. На первом же кувырке раздался треск, и дочка не смогла встать из-за резкой боли в колене.
По какой-то не понятной мне причине диагноз «разрыв мениска» врачи быстро поставить не смогли, поэтому и операцию на колене сделали поздно. После операции проявились осложнения, к сожалению, они необратимы.
Вот такой 10-летний школьный опыт. Не скажу, что у обеих дочерей он однозначно плохой. Жизнь в школе и взаимоотношения с учителями сложились у них по-разному. У старшей дочки больше приятных воспоминаний, чем у средней.
Благополучный путь конформизма в школе экономит силы и здоровье ребенка. Но, с другой стороны, будет ли полезен этот опыт в дальнейшем? Приведет ли к счастью, к успеху, к достижению мечты? Сможет ли вообще ребенок мечтать или примет чей-то совет выбрать модную профессию?
Коротко о среднем специальном образовании
Старшие дочки проучились в школе по 9 лет. Дальше ушли в техникумы.
Старшая получила диплом с отличием по специальности дизайн промышленных интерьеров. Она классная! В техникуме наконец-то раскрылась, стала смелой и раскованной. Наконец-то она может сказать «нет» (хотя мне это неудобно). Ее дипломный проект был одним из лучших и самых сложных на курсе.
Я как мама жалею, что дочь не связала себя с музыкой. Это однозначно одна из самых сильных и «прокачанных» ее способностей. Надеюсь, когда-нибудь она вернется к этому вопросу. А может быть, и нет.
Теперь у дочки куча интересов в разных направлениях, пробует себя и в том, и в этом. Надеюсь, в конце концов выберет что-то основное, но пока пытается успеть всё и везде.
Средняя дочь после 9 классов уехала в другой город и поступила в техникум на специальность ветеринарного фельдшера. С упорством и настойчивостью за первый год заново прошла школьную программу, «подчистив хвосты» еще с программы начальной школы. За год. Понятно, что не на 100%, но максимально возможно.
Какой я делаю вывод? При наличии мотивации и отсутствии отвлекающих моментов ребенок становится способен освоить школьную программу гораздо быстрее! (Сколько нервов ее, учителей и моих было потрачено в первые 9 лет учебы — и результат был почти никаким).
Специальные предметы и практика — это ее любовь. Что может быть лучше теплого бока коровы? Только теплый бок телёнка :-). Чуть-чуть ей не хватило на красный диплом. Но это уже так, мои родительские хотелки. Ей-то без разницы цвет «корочек».
Работает в ветклинике, возится с собаками и кошками, переживает из-за каких-то запущенных случаев. Параллельно учится в вузе на ветеринарного врача. Как сложится дальше, не знаю. Надеюсь, все будет хорошо.
Один пример тренировки шаблонного мышления в начальной школе
Традиционная школа учит мыслить по шаблонам.
Вот малыш попал в школьную систему, где надо говорить только правильные (с точки зрения учителя) слова и думать только правильные мысли. Шаг влево, шаг вправо — карается отметкой (да, я в курсе, что в начальной школе отметки не ставят, обходятся смайликам, звездочками и прочими заменителями, но сути, на мой родительский взгляд, это не меняет). Ребенок привыкает думать только в строго отведенных рамках. И в результате, если шаблонного ответа не находится, начинается не творческий поиск, а паника.
Проиллюстрирую это утверждение случаем, произошедшим со мной в начальной школе.
В нашем учебнике по математике была ошибка. При правильном решении примера на вычитание получалось отрицательное число. Но отрицательных чисел мы еще не проходили! Я не могла решить, сначала мучилась самостоятельно, потом пошла к родителям. И они мне на пальцах объяснили тему «отрицательные числа».
Я была в панике. Помню, ревела белугой и говорила, что пример не может решаться так! Надо, чтобы он был обычным, без всяких минусов и т.д. Родители в конце-концов успокоили меня показом уличного термометра, который показывает и минусовые, и плюсовые температуры.
Счастливая, на следующий день пришла в школу.
«Ребята, кто решил такой-то пример?» — на вопрос учительницы поднялась только одна моя рука. — «Что в ответе получилось?» — «Минус пять». — «Запомните, дети, отрицательных чисел, чисел с минусом — не существует!» — Всеобщий хохот, занавес. Я была раздавлена, пристыжена, чувствовала себя опозоренной. На самом деле, темой урока для меня стало — не высовывайся, будь как все, иди в стаде в строю.
А в следующем году мы проходили отрицательные числа. И после урока я радостная подбежала к своим подружкам: «Ну, что я говорила? Вы помните, как я в прошлом году решила пример?» — конечно, никто не помнил. К слову, учительница моя была очень хорошая, грамотная и знающая. Абсолютное большинство ее учеников заканчивало начальную школу на 4 и 5. Но она всегда шла в строю и нас тому же учила, пользы для.
А сколько подобных уроков дает ребенку школьная действительность? Массу!
И вот, с одной стороны, ребенок по 6 — 7 часов в день приучается сидеть тихо и не высовываться, говорить только удобные правильные вещи. С другой стороны, мы знаем, что пробиваются наверх самые инициативные, что часто самые успешные люди — это те, кто увидели и использовали шанс, который никто не замечал.
Итоги
Итак, влияет ли школа положительно на ребенка? Да, есть положительные моменты, которые может дать только школа. Но есть и минусы, которые присущи именно школе.
Можно ли поставить знак равенства между отличной учебой и любовью к школе? Да, в некоторых случаях, но необязательно.
Будет ли успешным человек, который не знал проблем в школе? Не факт. Скорее, он станет отличным приспособленцем.
Будет ли в жизни неуспешным человек, который в школе был проблемным и неудобным? Возможно, но необязательно.
Хотелось бы, чтобы творческий подход к осмыслению вещей ребенок не растерял в период получения школьного образования. Чтобы любые способности ребенка получили развитие в те 9 или 11 лет, которые ребенок проводит за партой. Также хочется, чтобы для успешной учебы в школе ребенку не нужно было отказываться от своего «я».
Как хорошо, что сейчас есть альтернатива посещению школы — семейное образование, дистанционное семейное образование, экстернат и всевозможные их сочетания с традиционным школьным обучением.
Продолжение здесь