Аудиосистема автомобиля состоит из 2 основных компонентов: воспроизводящего устройства и головного устройства. В данном случае головное устройство представлено магнитолой, а вот за воспроизведение музыки ответственны так называемые акустические системы. О последних эксперты Avto.pro и расскажут в подробностях, попутно разобравшись в ключевых особенностях автомобильной акустики.
Руководства по выбору вы найдете в конце материала, а поначалу будем рассматривать основных представителей рынка аудиосистем. Стоит поступить именно так по простой причине: рынок автомобильной акустики наводнен таким количеством устройств, что сделать грамотный выбор очень трудно, предварительно не разобравшись хотя бы в базовом устройстве мультимедийных центров, приемников, колонок и прочего.
Типы автомобильной акустики
На данный момент в автомобилях используются только 2 типа акустических систем. А именно:
- Компонентная акустика;
- Коаксиальные головки.
Компонентная акустика – это очень сложное, но хорошее решение для любителей качественного звука. Вышеупомянутое использование нескольких динамиков (для низких, средних и высоких частот) касается именно компонентной акустики. Система также оснащена фильтрами (пассивными, реже активными) или же кроссоверами, которые отвечают за разделение сигналов по частотам и воспроизведение звука определенными головками. Компонентная акустика очень хорошо, но при этом стоит немалых денег и требовательна к монтажу.
Коаксильные головки – это устройства, в которых низко- и среднечастотные динамики работают в тандеме с высокочастотными (т.н. «пищалки). Вообще, значительная часть современной акустики представлена коаксильными головками. Их основной минус заключается в том, что она не всегда способна правдоподобно воспроизводить звуки по всему диапазону частот. Из плюсов: простота монтажа, доступность в ценовом плане, стабильное средне-высокое качество звука.
Краткая классификация акустических систем
Кроме вышеупомянутых параметров акустики при выборе нужно обращать внимание на следующее:
- Размер динамиков. Основные типоразмеры, также называемые калибрами, могут быть такими: 4 дюйма, что равно 10 сантиметрам; 5,25 дюймов (равно 13 сантиметров) и 6,5-7,0 дюймов (равно 16,5-17,0 сантиметров). Реже встречаются колонки других размеров: 1-2 дюйма («пищалки»), а также 8 и более дюймов (обычно это сабвуферы);
- Форма. Динамики бывают круглыми и эллиптическими. В подавляющем большинстве случаев в коаксильной акустики динамики эллиптические. Круглые же головки можно видеть в компонентной акустике, хотя исключения тоже бывают.
Таким образом, при выборе акустической системы или отдельных компонентов вам нужно обращать внимание на размер и тип (форма динамиков обычно связана с типом). В свою очередь, иногда стоит обращать внимание сначала на форму: для монтажа динамиков в полки багажник лучше всего подходят динамики эллиптической формы, так как они используют свободное пространство наиболее рационально.
Выбор автомобильных колонок
Разобравшись с устройством компонентов аудиосистемы можно смело приступать к выбору. Автолюбителю стоит учитывать следующее:
- Назначение колонок. В большинстве случаев с головой хватает обычной коаксильной акустики, врезанной в полку багажного отделения. Меломанам и любителям качественной музыки стоит присмотреться к компонентной акустике и качественным сабвуферам;
- Характеристики магнитолы. Здесь важно знать мощность, импеданс, чувствительность. Если источник звука с нагрузкой не согласован, вся аудиосистема не будет работать эффективно. Полезный совет: подберите колонки со значением мощности, превосходящим выходную мощность автомобильной магнитолы. Это позволяет избежать перегрузок, сопровождающихся сильными искажение;
- Определиться с исполнением, размером и материалами. Здесь все полностью зависит от предпочтений водителя и наличия свободного места. Самыми компактными являются коаксиальные эллиптические колонки. Больше по габаритам компонентная акустика. Для достижения лучше звука к ней стоит прибавить еще и сабвуфер.
И последний момент: определитесь с брендом. О них мы поговорим подробнее.
Экскурс по брендам
Почти настолько же важным параметром при выборе аудиосистемы как чувствительность и номинальная мощность является производитель. Дело в том, что современный рынок наполнен некачественными китайскими колонками, которые пусть и исправно работают, но выдают посредственный звук. Неважно, выбираете вы простенькие колонки или высококачественный «качающий» сабвуфер – вам нужно знать о следующих фирмах:
- DLS (Швеция). Продукция шведской компании – отличный выбор для тех, кто плохо разбирается в автомобильной акустике. Цена продуктов полностью соответствует их качеству. Советуем обратить внимание на двухкомпонентную систему Limited Edition – недешевую, но очень хорошую акустику, которую категорически рекомендуем снабдить качественным усилителем, способным выдать ток большого напряжения. Сегодня шведы предлагают лучшие на мировом рынке мидбасы;
- Morel (Израиль). Компания может похвастать отличной верхней серией колонок. Серии Tempo и Maximo изготавливаются в Китае, что во многом определяет адекватную ценовую политику фирмы – имея даже небольшой бюджет, автолюбитель может приобрести необычайно качественную акустику;
- Audison (Италия). Очень интересны итальянские усилители и аудиопроцессоры. Советуем обратить внимание на усилители из серии Audison Voce – в своей ценовой категории они лучшие;
- JL Audio (США). Один из лучших производителей аудиосистем для спортивных автомобилей. И мы делаем акцент на спортивном транспорте неспроста – при движении на высоких скоростях требования к качеству исполнения автомобильной акустики возрастают многократно;
- Pioneer (Япония). Это мировой производитель электроники для авто, дома и диджеинга. Из широчайшего модельного ряда Avto.Pro решил отметить Pioneer TS-1339 – превосходную коаксиальную АС за малые деньги. Конечно, меломаны могут привести множество примеров, которые, по их мнению, лучше TS-1339, но мы хотели сказать вот что: если вы решили сменить простенькие колонки на что-то посерьезнее, то в низкой ценовой категории сложно найти что-то лучше Pioneer;
- JBL (США). Практически все компоненты автомобильных аудиосистем от американской фирмы полностью раскрываются только при работе с качественным усилителем. Выбор колонок может представлять некоторую сложность, так как придется учитывать импеданс, чувствительность и геометрию. Но если выбор сделан правильно, звучание колонок вас приятно удивит – баланс частот стабильно хороший, басы не проседают, искажения даже на высоких мощностях не чувствуются;
- Infinity (Япония). Советуем обратить внимание на Reference 9603ix – отличную коаксиальную акустику по умеренной цене. Она может похвастать надежностью, отличной чувствительностью и наличием диффузоров Plus One. Не слишком хорошо показывает себя на морозе, так что зимой автомобиль нужно будет хорошенько прогреть перед тем как включить музыку.
Кроме того, советуем любителям хорошего звука обратить внимание на следующие фирмы: Kenwood (Япония), Polk Audio (США), Sony (Япония). К слову, последняя компания сильно расстроила владельцев авто. Сегодня ее силы направлены не на автомобильную акустику, а на другие проекты. Впрочем, еще не устарела ее серия колонок XS – надежных, универсальных, средне чувствительных устройств, которые показывают себя очень хорошо в любых условиях. Правда, качество звука немного упадет при доведении громкости до максимума. Единственный недостаток с лихвой компенсируется ценовой доступностью колонок.
Если вы ищете сабвуфер, советуем обратить внимание на продукты следующих фирм: Blaupunkt (Германия), Alpine (Япония), Kicx (Южная Корея), Mystery (США). Модельный ряд сабвуферов данных фирм достаточно широк, так что вы сможете купить как дорогое устройство, так и бюджетное (обратитесь к каталогам фирмы Mystery) если финансы поджимают.
Вывод
Выбор динамиков, усилителей и акустических процессор – непростое дело, требующее от автолюбителя изрядной теоретической подготовки. В данном материале мы ответили лишь на несколько вопросов, связанных с выбором акустики для автомобиля. Тем не менее, этих знаний будет достаточно, чтобы выбрать достойные динамики. В одном из следующих материалов мы остановимся на выборе усилителя. Заранее можем сказать, что выбор во многом базируется на том, что уже установлено в вашем автомобиле, а также на том, продукции какой фирмы вы будете отдавать предпочтение.
С полной версией статьи можете ознакомиться здесь.