Микалоюс Константинас Чюрлёнис – художник, чье имя, к сожалению, не стоит в одном ряду с Рембрантом, Репиным, Дали и Пикассо. Но, как мне кажется, напрасно и незаслуженно.
Этого оригинального мастера живописи и композитора подарила миру Литва в 1875 году. Умер он в 1911 году. Его творческий путь в живописи так же не был долгим. Он начался в 1903 году, завершился в 1909 году. Всего 400 картин, некоторые из них – настоящие шедевры на стыке модерна, символизма и религиозных мотивов в сочетании со стилями японской, древнеегипетской и индийской культур.
«Анданте. Соната Звезд» - один их тех непревзойденных шедевров с поистине магическим завораживающим сюжетом.
В духе фантазийного сказочного символизма показаны глубинные масштабы мироздания. На первом плане видна планета. Она – творение Бога – Творца. Его личность и присутствие угадывается в солнечных лучах, бьющих сверху. Источник лучей скрыт за облаками, что можно трактовать как непостижимость Всевышнего для простого человеческого разума. Образ пирамиды на небе рассматривается как символ незыблемости мироздания в целом, ведь пирамида – это самая устойчивая фигура. Всю картину поперек пронзает полоса звезд. Она похожа на звездную дорожку, пересекающую все мироздание.
В центре полотна – самый любопытный объект картины – идущий по звездной дорожке ангел. Как можно истолковать этот образ? Интересное в том, что ангел – поникший, со склоненной головой. Он словно устало бредет по звездной дорожке.
Самое оригинальное, на мой взгляд, объяснение усталости ангела нашел известный аналитик и исследователь технического творчества, основоположник «Теории решения изобретательских задач» (ТРИЗ) Генрих Саулович Альтшуллер. Согласно его размышлениям, ангел – это нематериальное сверхсущество. Ему несвойственна усталость и физическая разбитость. Тем не менее, на картине ангел – уставший и изможденный. Для человека религиозного, усталость ангела – образ бесконечности Вселенной. Только поистине беспредельная протяженность звездного пути могла вызвать такое состояние духовного существа. Таким образом, Альтшуллер пришел к интересному и точному выводу о цели творчества Чюрлёниса. Она состояла в отображении гармонии и красоты, а самое основное – безграничности масштабов мира, как создания Всевышнего Бога – Творца.