Найти тему
Плёнки и винил

Астронавты в обмороке: интересные факты о съёмках «Космической одиссеи 2001»

Оглавление

Философское, завораживающее, эпичное кино... Однако на съемочной площадке всё было не совсем так

1. Страсти по монолиту

Чёрный монолит, создание инопланетного разума – один из самых знаменитых атрибутов «Космической одиссеи». Но его цвет и форма не сразу были одобрены режиссером. Какое-то время ему казалось, что этот предмет должен представлять собой абсолютно прозрачную пирамиду. Такой объект был изготовлен из самого современного на тот момент материала плексигласа и представлен Кубрику. На секунду взглянув на него, режиссер лишь коротко произнёс: «Уберите». Пирамиду пришлось выкинуть. Её изготовление стоило как хорошая квартира в Лондоне.

Монолит в своём окончательном виде
Монолит в своём окончательном виде

2. Никаких отпечатков!

Когда получившийся в итоге монолит (деревянный, покрашенный в черный цвет и начищенный до блеска) был доставлен в песчаные декорации, изображавшие Луну, он оказался так наэлектризован, что тут же притянул к себе всю пыль. Его пришлось снова начищать, и операторы, зная бурный темперамент Кубрика и его придирчивость к мелочам, боялись, что он разглядит на нем отпечатки пальцев уборщиков и начнет разносить всю съемочную группу.

В лунных декорациях
В лунных декорациях

3. Головокружительный эффект

Дулли Кир, игравший одного из астронавтов, должен был час за часом сниматься внутри вращающейся центрифуги, изображающей обстановку звездолёта. Из-за того, что актёр проводил целые дни в этом устройстве, выходя наружу, он уже не мог нормально идти, потому что ему казалось, будто улицы Лондона тоже поднимаются, закручиваясь к горизонту!..

Та самая центрифуга
Та самая центрифуга
Обычный рабочий день на съёмках «Космической одиссеи»
Обычный рабочий день на съёмках «Космической одиссеи»

4. Астронавт в смертельной опасности

Ради удачного кадра Кубрик не жалел никого. Особенно сложными были съёмки выхода астронавтов в открытый космос: каскадёр Билл Уэстон висел на канате в костюме, не пропускавшем воздух (Кубрик был категорически против отверстий для дыхания), и у него было всего 10 минут на одну сцену, потому что потом из-за переизбытка углекислого газа у Билла начинало мутиться сознание (чтобы убеждаться, что ещё может соображать, он произносил про себя алфавит в обратную сторону). Но если Кубрику нравился кадр, он не брал в расчет ничьи проблемы и снимал беспомощно висящего каскадёра даже когда тот уже терял сознание. Однажды Билл и вовсе упал с высоты и получил травмы. Кубрик три дня потом избегал встречи с ним, опасаясь физической расправы.

5. «Кость вам в задницу»

«Космическая одиссея» оказалась суперуспешным фильмом, и по законам кинорынка продюсеры стали думать о выпуске продолжения. Но Кубрик был против чьего-либо вмешательства в его произведение. Сохранилось его письмо 1970-го года (Кубрик вообще всегда сохранял всё), где он приводит железный аргумент сотруднику студии «МГМ»:

-6
«Я хотел бы, чтобы вы знали, что я владею костью тапира из инвентаря «2001» – той самой, которую Смотрящий на Луну бросает в небо. Если вы попытаетесь сделать сиквел, я запихну её вам в задницу так далеко, что вам потребуется ещё не открытый инопланетный сверхразум, чтобы понять, как извлечь её... С наилучшими пожеланиями, Стенли».

Вот и упомянутая кость
Вот и упомянутая кость

Читать по теме:

- Майкл Бенсон - Космическая одиссея 2001. Как Стенли Кубрик и Артур Кларк создавали культовый фильм.

- Джеймс Нэрмор - Кубрик.

Смотреть:

- Стенли Кубрик. Жизнь в кино.

- Коробки Стенли Кубрика.

А также:

Разбираем образы ещё одного космического шедевра 70-х: фильма

«Солярис» . Часть 1. Часть 2. Часть 3.

Интересные факты о съёмках «Чужого»

Самые ранние книги о космических полётах