"Над столом я увидел цветной портрет Мао из "Огонька". Рядом широко улыбался Гагарин. В раковине с черными кругами отбитой эмали плавали макароны. Ходики стояли. Утюг, заменявший гирю, касался пола."
Я тоже увидел это всё (разве, что кроме утюга), но через окно. Оба входа основной и "отдельный довлатовский" были наглухо заперты и пинать ногами по ним не стоило... точнее это очень дорого стоило бы в наше время.
Тем, кто читал "Заповедник" известно, как появился отдельный вход.
Была дверь заколочена, ну Довлатов и спросил - чё там с отдельным входом то?
А дедок сдававший хату разбежался и высадил дверь ногой - вот и готово.
Внесу некую ясность - дверь с петель не слетела и прекрасно функционировала после.
Сейчас Сергей расскажет о том, почему в усадьбе Михайловское нет портрета прадеда Александра Сергеевича Пушкина, о том, кто и почему его снял - мутная история о тайном заговоре экскурсоводов: "Например, сняли портрет Ганнибала.
- Почему?
- Какой-то деятель утверждает, что это не Ганнибал. Ордена, видите ли, не соответствуют. Якобы это генерал Закомельский.
- Кто же это на самом деле?
- И на самом деле - Закомельский.
- Почему же он такой черный?
- С азиатами воевал, на юге. Там жара. Вот он и загорел. Да и краски темнеют от времени.
- Значит, правильно, что сняли?
- Да какая разница - Ганнибал, Закомельский… Туристы желают видеть Ганнибала. Они за это деньги платят. На фига им Закомельский?! Вот наш директор и повесил Ганнибала… Точнее, Закомельского под видом Ганнибала. А какому-то деятелю не понравилось… Простите, вы женаты?"
Об одном ленивом экскурсоводе несколько слов, рассказанных Сергеем:
"Рассказывать Митрофанов умел. Его экскурсии были насыщены внезапными параллелями, ослепительными гипотезами, редкими архивными справками и цитатами на шести языках.
Его экскурсии продолжались вдвое дольше обычных. Иногда туристы падали в обморок от напряжения.
Были, конечно, и сложности. Митрофанов ленился подниматься на Савкину Горку. Туристы карабкались на гору, а Митрофанов, стоя у подножия, выкрикивал:
– Как и много лет назад, этот большой зеленый холм возвышается над Соротью. Удивительная симметричность его формы говорит об искусственном происхождении. Что же касается этимологии названия – «Сороть», то она весьма любопытна. Хоть и не совсем пристойна…
Был случай, когда экскурсанты, расстелив дерматиновый плащ, волоком тащили Митрофанова на гору. Он же довольно улыбался и вещал:
– Предание гласит, что здесь стоял один из монастырей Воронича…" Во время работы в Пушкинских горах, читая лекцию, Довлатов перепутал стихи Есенина со стихами Пушкина и произнося наизусть заученные строки, начал параллельно этому соображать, как бы выкрутиться, чего бы сказать... Но ничего говорить не понадобилось, туристов чуть было слёзы не пробили, повисла тишина... никто не крикнут - Безумец и невежда! Это же Есенин - "Письмо к матери"!
Лишь один пожилой турист со значением выговорил:
- Да, были люди...