Если говорить про ностальгию по детству, то для многих рассказы Конан Дойля – одно из составляющих этого чувства. А одним из главных героев многих рассказов Конан Дойля является конечно же Лондон – викторианский Лондон. Фотографий того времени не так уж и мало. Однако все они, хотя и передают фактические детали столицы империи того времени, не совсем передают её атмосферу. Во-первых – чёрно-белые. А во-вторых, из-за несовершенства фотографической аппаратура того времени фотографии делались преимущественно в солнечные дни. Но рассказы о Холмсе окутаны таинственной атмосферой вечернего, а подчас туманного и ночного викторианского Лондона и пригородов. Лишь немногие фотографы, например, англо-американский фотограф Элвин Лэнгдон Коберн, довольно успешно пытались передать ощущение лондонского тумана (см. фото выше). Но это были редкие случаи успеха отражения атмосферы рассказов Дойла на фотографии. Зато там, где пасует фотография, в полный рост открывает свои возможности живопись. В связи с чем на Лондон (и окрестности) времён Шерлока Холмса имеет смысл взглянуть глазами английских художников. А, стало быть, и глазами самого Дойла и – Шерлока Холмса и доктора Ватсона. (все изображения увеличиваются, если по ним щёлкнуть). Любопытно также сравнить, удалось ли авторам советского многосерийного фильма «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» создать атмосферу виткорианского Лондона.
Очень много рисовал Лондон Клод Моне. Но его картины – не для всех. Надо очень любить именно Моне, чтобы ими любоваться.
Стоит отметить, что британская живопись рубежа веков (XIX и XX) мировую общественность не сильно поражала зрителя. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году британская живопись того периода была названа «неловкой интерлюдией между прерафаэлитами и модерном». Прерафаэлитов знают все (по крайней мере те, кто разбирается в живописи). Модерн тоже знают все. А вот между ними что было в живописной среде Туманного Альбиона? И однако именно эти картины лучше чем что-либо ещё передают атмосферу викторианского Лондона.
На представленной акварели Лондон предстаёт солнечным светлым городом. Однако для рассказов Конан Дойла это не характерно. Поэтому перейдём к осмотру следующих полотен.
Френсис Форстер часто писал Лондон. Считается, что «Квадрант, Риджент-стрит» – одна из лучших его картин, посвящённых Лондону. Названная в честь принца-регента (впоследствии короля Георга IV) Риджент-стрит – одна из важнейших лондонских магистралей сегодня. Была она таковой и во времена Конан Дойля. Холмс с Ватсоном частенько прогуливались по Риджент-стрит. И глядя на эту картину возникает ощущение, что сейчас из-за угла выйдут Шерлок Холмс, доктор Ватсон и юная Мэри Морстен. Они возьмут один из припаркованных кебов и поедут навстречу приключениям повести «Знак четырёх».
Картина выполнена в стиле, как сказали бы сейчас, «фотографический реализм». В ней отражена лондонская новинка – трамвайные линии, которые появились в 1883 году. Вдали в лёгкой дымке виднеются готические шпили похожего на собор вокзала Сент-Панкрас (открыт в 1868 году). Правда Шерлок Холмс почему-то чаще убывал в сельскую местность с вокзала Чаринг-Кросс. Но вообще лондонские вокзалы являются одним из характерных элементов рассказов о Холмсе. И, кстати, недалеко, к востоку от Сент-Панкрас находится вокзал Кинг-Кросс, с платформы 9 ¾ которого убывал в свои приключения другой литературный герой.
А вот вокзал, откуда частенько отправлялись в путь Шерлок Холмс и доктор Ватсон (картин нет, поэтому – открытка и фотография).
Конечно, сложно сказать точно, каким был Лондон того времени. Но если следовать духу рассказов о Холмсе, то, похоже, лучше всего атмосферу Лондона из рассказов про Шерлока Холмса передают полотна Джона Гримшоу.
Джон Эткинсон Гримшоу (1836-1893) – художник Викторианской эпохи, можно сказать, певец лондонского тумана и сумерек. Хотя немало своих картин он посвятил и другим местам, в частности, Ливерпулю – видимо предчувствовал, что почти век спустя весь мир будет знать про этот город.
Возможно, Гримшоу один из лучших живописцев Англии стиля, так сказать, «не прерафаэлиты, не модерн». Он написал огромное количество полотен, изображающих Лондон, на многих из которых запечатлены ночные сцены. Между 1885-м и 1887 годами Гримшоу снимал студию в Челси, на Манреса-роуд. Его соседом был тоже большой поклонник туманного Лондона американец Джеймс Макнейл Уистлер. Тот самый, вокруг картины которого «Мать художника» закручен сюжет комедийного фильма «Мистер Бин». Гримшоу написал множество видов Темзы со знаковыми достопримечательностями и мостами.
Гримшоу периодически писал окраины Лондона: Уимблдон, Челси, Барнс. Привлекал его и Хэмпстед; художник написал несколько сцен с одинокой женской фигурой с зонтом на переднем плане на пустынной ночной улице.
Просто готовая иллюстрация к какому-нибудь рассказу о Холмсе. На картине «Хэмпстед-Хилл, вид на Хит-стрит» изображён верхний конец улицы, который первоначально был переулком, ведущим в деревню Хэмпстед. Холмс и Ватсон нередко посещали расположенный вдали от центра Хэмпстед.
Однако и центр Лондона не оставлял своим вниманием Джон Гримшоу Одна из лучших его работ – «Лондон, размышления на берегу Темзы, Вестминстер».
Вот таким видели Лондон великий детектив и его друг.
Ещё несколько картин Гримшоу 80-х годов XIX века.
Уже упомянутый Джеймс Макнейл Уистлер признавал, что считал себя изобретателем живописных «ноктюрнов», пока не увидел излучающие лунный свет картины Джона Гримшоу.
Между прочим, Джеймс Уистлер вместе с отцом в 40-х годах XIX века жил в России – отец Уситлера проектировал Николаевскую железную дорогу. И, собственно, именно этому мужу матери художника (Уистлеру-старшему) мы и обязаны тем, что колея наших железных дорог имеет ширину 1520 мм – т.е. 5 английских футов (изначально – 1524 мм). Впрочем, к творчеству Уистлера-сына этот факт отношения не имеет. Но на всякий случай вспоминайте этот факт всякий раз, когда будете смотреть фильм «Мистер Бин».Так вот, Уистлер тоже посвятил Викторианскому Лондону немало своих работ. Вот некоторые из них.
Ну и так далее.
Разумеется, Лондон много кто рисовал. Например, английский художник-маринист Уильям Лайонел Уайли в 1895 году написал картину, иллюстрирующую открытие принцем Уэльским Эдуардом и его супругой принцессой Александрой моста Тауэр 30 июня 1894 года.
Правда, вряд ли Холмс ходил смотреть открытие моста – он такими вещами интересовался мало.
Или вот, более поздний художник (из поколения «неловкой интерлюдии между прерафаэлитами и модерном») – Джон Лавери
Эта картина может иллюстрировать рассказ «Его прощальный поклон» о Холмсе накануне Первой мировой войны.
Ну и в финале всё же несколько фотографий. Эти фотографии сделал около 1909 года американский фотограф Элвин Лэнгдон Коберн (1886–1966 гг.). Коберну, как утверждают, удалось передать настроение Лондона начала XX века. И хотя это уже была не Викторианская эпоха, в которую развивалось действие большинства рассказов о Холмсе, всё же эти фотографии позволяют ещё лучше представить Лондон Холмса.
На этом небольшую арт-экскурсию по Лондону Холмса и закончим. Что касается советского телефильма «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» (и др. из этой серии), то, похоже, режиссёру фильма Игорю Масленникова в целом удалось достаточно близко передать атмосферу Лондона времён Шерлока Холмса. Конечно, советская съёмочная группа была сильно зажата тем обстоятельством, что натуру приходилось искать в СССР, однако в целом создатели справились с этой сложной задачей.