Послевоенная реактивная авиация отличалась особым разнообразием, большое количество типов самолетов, многие из которых и в кругах любителей авиации не особо то известны.
Машины ВВС США конца 40-х возможно являются самым ярким примером разнообразия типов послевоенных истребителей, практически все индексы истребителей "F" от 80 до 97 заняты серийными или опытными истребителями того времени! При этом среди всех этих самолетов широко известен пожалуй только F-86. Остальные истребители того времени также интересны для рассмотрения, но в рамках данной статьи мы не будем лезть в дебри послевоенной реактивной авиации, а рассмотрим истребители 50-х годов, эпохи, когда боевая авиация стала сверхзвуковой.
В ВВС США к моменту создания этих машины индексы "F" как раз вышли на рубеж сотни, и эти машины весьма удобно с точки зрения систематизации сгруппированы в т.н. "сотую серию".
В обзоре мы рассмотрим все машины этой серии (серийные, опытные и нереализованные), причем акцент сделаем на оценке их возможностей в воздушном бою. В первой части рассмотрим первые три серийных истребителя сотой серии и один нереализованный проект трёхмахового перехватчика.
F-100 SuperSabre (1953, NorthAmerican)
Истребитель, являющийся продолжением "линии" Сейбра - самолет предназначенный для воздушного боя и завоевания превосходства в воздухе, в новых "сверхзвуковых" реалиях. С точки зрения дальнейшего развития истребительной авиации истребитель является "промежуточной" машиной между дозвуковыми и двухмаховыми истребителями, фактически, "полуторамаховым". Со временем роль самолета сместилась от истребителя завоевания господства в воздухе к истребителю-бомбардировщику.
Масса пустого-снаряженного F-100 от 8.9 до 9.9 тонн в зависимости от модификации, площадь крыла 35.79м2 (37.16м2 на F-100D), нагрузка на крыло по весу-пустого снаряженного варьируется от 250 до 265кг/м2 в зависимости от модификации, удлинение крыла 3.86 (3.72 у F-100D).
Двигатель J57 тягой 6.7-7.25 тонн в зависимости от модификации, воздухозаборник лобовой, тяговооруженность к весу пустого-снаряженного около 0.75.
Крыло машины является довольно мощным с точки зрения маневра, т.к. имеет хорошее удлинение и умеренную стреловидность. Нагрузка на крыло не самая малая для полуторамахового истребителя, но достаточно умеренная. Крыло имеет маневренные автопредкрылки, которые должны заметно улучшать аэродинамику самолета. На ранних Суперсейбрах крыло не имело закрылков, что приводило к высокой посадочной скорости (надо полагать, это было одной из причин аварийности). На F-100D несколько увеличили площадь крыла и ввели закрылки.
Первоначально самолет по воздуху имел только пушечное вооружение, которое впоследствии дополнилось четырьмя ракетами AIM-9. В состав оборудования входил радиолокационный прицел. По земле у F-100A мог применять небольшое количество бомб. F-100C и F-100D, ориентированные на функционал истребителя-бомбардировщика, могли нести большее количество бомб, а также неуправляемые ракеты.
Максимальная скорость истребителя в зависимости от модификации составляет 1370-1490км/ч (1.28-1.39 МАХ). Максимальная скороподъемность в районе 120м/с. С точки зрения воздушного боя F-100 является "классической" полуторамаховой машиной. Характеристики установившихся виражей хоть и уступают трансзвуковым истребителям, но не столь "просажены", как у двухмаховых машин, и остаются довольно сильными. Располагаемый вираж у машины также должен быть на хорошем уровне. Суперсейбр имеет не самую малую нагрузку на крыло, но предкрылки должны были в значительной мере "вытягивать" виражные характеристики машины. Четыре 20мм пушки М-39 с боезапасом по 200 патронов на ствол, отлично подходят для воздушного боя, а с введением в состав вооружения Сайдвиндеров самолет был полностью укомплектован под реалии воздушных боев 50-60-х. При наличии 4-х 20мм пушек и 4хAIM-9 вооружение машины можно считать очень хорошим для 50-60-х годов.
В целом совокупность характеристик позволяла самолету быть "лидерным" самолетом ВВС США в воздушных боях до конца 50-х, после появления двухмаховых истребителей естественно он уже потерял основную инициативу, но оставался достаточно эффективен в воздушном бою. В роли истребителя-бомбардировщика Суперсейбр также является довольно эффективным самолетом.
F-101 Voodo (1954, McDonnell)
Дальний истребитель сопровождения, ставший также перехватчиком и истребителем-бомбардировщиком. Является полуторамаховым истребителем, но при этом обладает прогрессивной компоновкой с двумя мощными двигателями и боковыми воздухозаборниками.
Модификации А/С являются одноместными истребителями сопровождения/ударными самолетами с пушечным вооружением, а модификация В является двухместным перехватчиком с чисто ракетным вооружением. В состав оборудования входит РЛС. Самолет обладает большим внутренним запасом топлива (более 9 тонн у F-101A/C, у модификации F-101B запас топлива меньше).
Масса пустого-снаряженного F-101 12 тонн в модификации А, 13,7 тонн в модификации B, и 12,6 тонн в модификации C. Площадь крыла 34.19м2, нагрузка на крыло по весу-пустого снаряжённого варьируется от 350 до 400 кг/м2 в зависимости от модификации, удлинение крыла 4.28 единиц. Однако следует учитывать, что расчетная площадь крыла не включает в себя часть крыла, образованную изломом по задней кромке.
Два двигателя J57 тягой 6.8 тонн, тяговооруженность самолета около 1.13, модификация B имеет двигатели тягой 7.6 тонны, тяговооруженность около 1.11.
Крыло самолета довольно небольшое для его веса, хотя и имеет относительно большое удлинение. Маневренной механизации нет. В целом параметры крыла не способствуют хорошей маневренности. F-101 имеет высокорасположенный стабилизатор, который является источником проблем с управляемостью. Стабилизатор "затеняется" крылом на углах атаки около 14 и машина теряет устойчивость по тангажу, что может привести к полной потере управляемости. Это накладывает очень заметные ограничения по пилотированию и также ограничивает маневренность самолета.
Максимальная скорость самолета составляет 1600км/ч (1.5 МАХ) и 1800км/ч (1.7 МАХ) у модификации F-101B. Скорподъёмность самолета превышает 200м/с. Самолет имеет тяговооруженность, лишь немного уступающую F-4B, и схожие с ним характеристики скороподъемности. При этом крыло у F-101 меньше чем у Фантома. Но по максимальной скорости F-101 значительно уступает F-4, по всей видимости воздухозаборники F-101 не эффективны на больших сверхзвуковых скоростях.
Пушечное вооружение F-101A/C состоит из 4х20мм пушек М-39 с боекомплектом по 200 патронов на пушку (причем судя по документации, боекомплект мог доходить и до 375 патронов на пушку). Ракетного вооружения у этих модификаций нет. F-101B напротив не имеет пушечного вооружения, но имеет ракетное - до 6 ракет AIM-4 с внутренним размещением в фюзеляже (также возможна подвеска до двух ядерных неуправляемых ракет для перехвата вместе с двумя AIM-4). Это хорошее вооружение для перехвата, однако практически не эффективное в воздушном бою.
Учитывая возложенные задачи, F-101A/C должны были вести пушечный воздушный бой в реалиях 50-х годов. Большая скороподъемность и хорошее пушечное вооружение давали в этой ситуации определенные преимущества, но учитывая большие проблемы с маневренностью (малое крыло и ограниченные углы атаки), машине было бы довольно тяжело в маневренном бою. В боях с применением ракет малой дальности положение усугублялось, т.к. требования к маневренности самолета в таком бою больше (фактор ракет не дает в таком бою отрываться от противника по скорости или высоте по прямолинейным траекториям), а своих ракет воздух-воздух F-101A/C не имел. Таким образом эффективность этого истребителя в воздушном бою могла быть не очень высокой. F-101B, созданный для перехвата бомбардировщиков, в воздушном бою оказывался по большому счету безоружным, эффективность ракет AIM-4 очень малая, да и в условиях ближнего боя с малыми дистанциями и высокими перегрузками, во многих случаях эффективно поразить противника можно только из пушки, которой на F-101B нет. Также из-за большего веса маневренность F-101B была хуже, чем у F-101A/C. В качестве истребителей-бомбардировщиков F-101A/C имели ограниченные возможности, т.к. предназначались для доставки тактического ядерного оружия, а не обычных авиабомб. Разведывательные варианты F-101 активно применялись во Вьетнаме, для этой функции характеристики машины были весьма оптимальны.
F-102 DeltaDagger (1953 YF-102, 1954 YF-102A, Convair)
Истребитель-перехватчик. Полуторамаховый самолет, выполненный по прогрессивной для того времени компоновке - бесхвостка с треугольным крылом и боковыми воздухозаборниками.
Приведены две даты первого полета разных прототипов. Начальный вариант YF-102 не достиг заданных характеристик и являлся дозвуковым самолетом, в YF-102A применили правило площадей, несколько изменили воздухозаборники, установили более мощную модификацию двигателя и внесли ряд других изменений, в результате машина достигла заданной сверхзвуковой скорости.
Масса пустого-снаряженного Дельта Даггера 9 тонн, площадь крыла 61.45м2, нагрузка на крыло по весу-пустого снаряженного 145кг/м2, удлинение крыла 2.2 единицы. Двигатель J57 тягой 7.25 тонн, тяговооруженность самолета при весе пустого-снаряженного около 0.8.
Обращает на себя внимание рекордно низкая для сверхзвукового самолета нагрузка на крыло, что должно было давать самолету очень высокую располагаемую маневренность, да и установившийся вираж вероятно был довольно сильным. Крыло также имело значительный отгиб передней кромки, что должно улучшать характеристики на маневренных и крейсерских режимах.
Максимальная скорость 1300км/ч (1.2 МАХ). Максимальная скороподъемность самолета около 100 м/с. У самолета отсутствует пушечное вооружение, ракетное вооружение состоит из 24 неуправляемых ракет и 6хAIM-4 (все вооружение размещается внутри фюзеляжа), имеется РЛС. Также могут применяться до 2-х AIM-26 (ядерный вариант AIM-4), каждая AIM-26 подвешивается вместо 3-х AIM-4.
Фактически из-за отсутствия пушечного вооружения в условиях боев 50-60-х годов самолет с отличными ЛТХ остается безоружным и во многом бесполезным. В условиях ближнего боя можно применять НАРы, но шансы попасть ими по маневренной цели очень небольшие, да и запас в 24 ракеты довольно мал, что ещё больше уменьшает шансы на поражение цели. AIM-4 в свою очередь являются очень малоэффективными ракетами, да и роль "ракетоносца" слабо подходит для самолета с отличными маневренными характеристиками, который мог бы летать в самой гуще боя. Поэтому приходится констатировать, что вобщем-то, довольно толковый по всем параметрам самолет не мог проявить себя как полноценный истребитель из-за отсутствия пушек, что существенно ограничило область его применения в военных конфликтах. В роли перехватчика бомбардировщиков, самолет был хорош, но ощутимо уступал по скорости и скороподъёмности F-101B.
F-103 Thunderwarrior (Republic)
F-103 является проектом скоростного и высотного перехватчика с комбинированной силовой установкой (ТРД + ПВРД), который так и не был реализован.
Планируемая масса пустого-снаряженного 15 тонн, площадь крыла 37.25м2, нагрузка на крыло по весу-пустого снаряжённого 402кг/м2, удлинение крыла 3.2 единицы. Тяга ТРД 10 тонн, тяга ПВРД 17 тонн.
Планируемая максимальная скорость - 3 МАХ, скороподъёмность более 200м/с. Этот самолет действительно можно считать "самолетом-ракетой", даже по внешнему виду он мало чем отличается от большой ракеты. В случае реализации проекта вероятно получился бы довольно переусложнённый и непрактичный самолет, с узкой областью применения. Как тактический истребитель оценивать F-103 не имеет смысла, это действительно был "стратегический перехватчик".
Продолжение во второй части.