Не то слово учудили! Хотя что говорить, в советское время утилитарность и универсальность это были чуть-ли не главные критерии создания различных транспортных средств. Не так важно, чтобы, к примеру, трактор или грузовик выглядели хорошо внешне - выполняют свою работу и ладно. Поэтому инженерная мысль мало заботилась вопросами технического дизайна тогда (хотя существовало это направление в СССР и ему даже дали зелёный свет). Москвич-410, отнюдь не рождался в дизайнерских муках. Скорее это универсальный седан, этакий гибрид технологии советской эпохи. Совместить несовместимое. Хотя к этой идее и возвращаются сегодняшние автопроизводители. А тогда на дворе был конец 1950-ых годов. Страна устремилась вперёд к новым трудовым подвигам.
Разработка этого варианта полноприводного седана велась аж с 1954 года. Стране нужен был легкий автомобиль, который в сельском хозяйстве занял бы место транспорта для полевого ремонта (речь не об армии, сельскохозяйственная техника знаете ли тоже в полях работает и ломается нередко), перевозки запасных частей, доставки рабочих и прочее. Второй фактор, который нужно было учесть инженерам - машина должна обладать внедорожными качествами, так как будет эксплуатироваться большей частью вне твёрдого покрытия. Не из лёгких была задача, ещё одна проблема - под производство новой модели тогда не нашлось попросту сборочного цеха. Все были под завязку загружены выпуском уже существующих моделей в огромных количествах, которых всё-равно не доставало (повальный дефицит всего и вся, в том числе и гражданских автомобилей).
Опять пришлось прибегнуть к созданию машины на базе уже существующих моделей. Таким образом, Москвич-410 будет максимально похож на модель седана Москвич-402. Хотя и стандартный кузов мало годился для такого типа автомобиля - ведь это внедорожник. Поэтому доработали моторный отсек, потребовалась усиленная рама двигателя. Передний мост целиком оригинальной конструкции, хотя картер моста аналогичный как и 402-ого, дифференциалы тоже. Полный привод был отключаемый, раздаточная коробка двухступенчатая. Крутящий момент передавался при помощи укороченных карданных валов. Вибрации от этого ничуть не уменьшились. Плюс ко всему проблем добавляла раздаточная коробка, которая нуждались в регулировке периодически.
Что касается двигателя. То он остался неизменным, никакой перенастройке или изменению системы питания, повышению мощности он не подвергался. Это был всё тот-же карбюраторный, рядный, четырёхцилиндровый двигатель МЗМА мощностью 35 л.с от Москвич-402, работавший на низкооктановом топливе. Коробка передач трёхступенчатая, без синхронизаторов. Подвески машины были рессорные с рычажными амортизаторами, причём компоненты их были взаимозаменяемыми. Рессоры крепились к основаниям лонжеронов кузова. Мягкость хода практически не обеспечивалась с такими подвесками и жёсткой связью всех колёс. ещё одна проблема - это крайне дубовые шины с развитым рисунком протектора. Да они были хороши для бездорожья, но сколько нибудь комфорта при езде на твёрдом покрытии они не обеспечивали, ужасно шумели. Хотя свои задачи эти шины выполняли, Москвич-410 уверенно ехал по полям даже после дождя, преодолевал грузовую колею, и даже способен был ехать по заснеженным и заболоченным участкам местности.
Кузов автомобиля - это четырёхдверный седан. Дополнительно была проведена герметизация, для улучшения ходовых качеств машины, предотвращению попадания воды и грязи. В салоне могли полноценно разместиться пять человек, причём без особых затруднений. Отделка не отличалась каким-либо богатством, она такая-же как и у модели 402. Приборная панель с единственным круглым спидометром и блок переключателей справа от водителя. Рычаг КПП выходил практически у самого руля, а вот рычаг раздаточной коробки находился на центральном тоннеле ближе к переднему пассажиру (сидение переднее было сплошное). Спорное техническое решение, но тут позаботились скорее о простоте обслуживания, рычаг ведь уходил напрямую в коробку без использования дополнительных тяг и приводов. Обивка есть только на потолке и дверях. Она простейшая, тканевая. Из удобств - есть противосолнечные козырьки и зеркало заднего вида. Отопитель тоже присутствовал. Это сейчас мы привыкли его видеть и не удивляемся, а тогда - эта опция ещё только входила в советские автомобили.
Москвич-410 получился значительно тяжелее, весил он 1 170 кг. Всё это повлекло за собой увеличение расхода топлива и снижение максимальной скорости. Другой вопрос, что она не всегда была ему нужна. Разогнать внедорожный седан можно было до 85 км/ч. Но это был чревато перерасходом горючего. Комфортная скорость составляла 60 км/ч, а оптимальный расход топлива 12 литров (при объёме топливного бака в 35 литров). Это несколько меньше, чем у ГАЗ-69. Определённый плюс в этом всё-же был. Хотя и объём перевозимого груза вырос, но багажник остался прежним, что было не всегда удобно. Было много минусов и плюсов у этой модели, удобство и универсальность в месте не очень и уживались. Выпуск Москвича-410 свернули уже в 1958 году. Тогда завод переживал не лучшее время для себя. Нужно было сосредоточиться на выпуске новых моделей легковых автомобилей и внедорожную тему забросили.
Интересные статьи:
Иж-13 "Старт"
ЛуАЗ-967
Москвич-2335
УАЗ-456
БТР-40