Психобидди (Psycho-biddy) – известная также как хэгэксплуатейшн (Hagsploitation) разновидность психологического триллера, популярная в Голливуде 60-х. Назвать психобидди полноценным жанром или даже субжанром трудно, так как в чистом виде фильмов такого рода наберется в лучшем случае десяток, поэтому характерных штампов сформироваться просто не успело. Зато есть несколько признаков, по которым психобидди кино можно достаточно точно идентифицировать.
В центре сюжета психически неуравновешенная женщина «сильно за», некогда бывшая светской дамой или гламурной кинозвездой, которая, в следствие утраты боевой формы, впадает в измененное состояние сознания и начинает активно причинять моральный террор и душевные страдания окружающим. Фильмы психобидди, как правило, сочетают в себе хичкоковский саспенс, экзальтированный мелодраматизм «женского нуара» 40-х и элементы черной комедии (не всегда удачно). Есть мнение, что психобидди появился исключительно по одной причине: примадонны Золотого Века Голливуда (в первую очередь, Джоан Кроуфорд и Бетт Дейвис) потеряли форму, необходимую для игры в обычных амплуа, но актерский талант и способность убедительно изображать психоз на экране, как и часть былой популярности, остались, поэтому специально для них и была создана данная кинематографическая ниша.
5 фильмов, где стареющие актрисы убедительно отыгрывают психозы
Что случилось с Бэби Джейн? (What Ever Happened to Baby Jane?), 1962, режиссер – Роберт Олдрич
Фильм, породивший явление. В главных ролях снялись две легенды Золотого Века Голливуда Бетт Дейвис и Джоан Кроуфорд, согласно всем имеющимся источникам, друг друга бешено и яростно ненавидящие в реальной жизни. Здесь же они играют сестер-актрис, пик славы одной из которых давно прошел, а другая, напротив, пользуется вниманием общественности. Естественно, при таком раскладе кто-то явно не доживет до финальных титров.
Двойник (Dead Ringer), 1964, режиссер – Пол Хенрид
Бетт Дейвис закрепляет успех, изображая в «Двойнике» двух сестер-близнецов. Одну из которых – известную кинозвезду убивает вторая, безвестная, чтобы занять её место. Первая часть плана оказывается выполнена, но вот дальше выясняется, что жизнь убиенной была скорее похожа на ад, чем на рай.
Тише... тише, милая Шарлотта (Hush...Hush, Sweet Charlotte), 1964, режиссер – Роберт Олдрич
Снова Бетт Дейвис в главной роли, которая на этот раз перевоплощается в старую деву-наследницу неплохо состояния, отгородившуюся от цивилизации в старом особняке где-то среди болот Луизианы. Естественно кое-кому было бы выгодно с помощью газлайтинга довести её до суицида, однако последние не учли, что жертва, несмотря на избыточную эксцентричность, гораздо более вменяема, чем хочет показаться и не факт, что именно она окажется жертвой, когда все сделано и сказано.
Что случилось с тетушкой Элис? (What Ever Happened to Aunt Alice?), 1969, режиссеры – Ли Х. Кацин, Бернард Джирард
Психобидди с Джеральдиной Пейдж в роли вдовы миллионера, оставшейся после смерти мужа внезапно на мели. Для решения затруднительного финансового положения она перрезжает в пустыню и переквалифицируется в серийного убийцу. В отличие от ранних психобидди-фильмы данное кинопроизведение больше тяготает к спсихотриллерам Хичкока, чем к «женским еуарам» 40-х.
Дорогая мамочка (Mommie Dearest), 1981, режиссер – Фрэнк Перри
Психобидди официально закончился в 1971 году, однако и после этого вышло несколько фильмов, которые отвечают требрваниям к явлению. Самый примечательный – «Дорогая мамочка» частично основан на биографии одной из 2-х главных звезд жанра Джоан Кроуфорд, которая, если верить этому фильму, была тем еще тираном в своей семье.