Найти в Дзене
Удивись!

В чем смысл картины Казимира Малевича Черный квадрат: шарлатанство или зашифрованное послание?

Оглавление

Найти смысл Черного квадрата Казимира Малевича пытались многие любители живописи и искусствоведы. Сам автор картины назвал ее моделью Вселенной. Оригинал полотна сегодня хранится в Третьяковской галерее.

Профессиональные искусствоведы и рядовые любители живописи по-разному относятся к такому произведению, как Черный квадрат Казимира Малевича. У кого-то это полотно сразу вызывает отторжение и неприятие. А некоторые, напротив, утверждают, что большая черная дыра на холсте — величайший шедевр, она означает «модель Вселенной». Однако бесспорным является то, что эта знаменитая картина, созданная в начале ХХ века, до сих пор привлекает внимание исследователей.

История создания картины

Данная форма как символ противопоставляется солнцу и символизирует победу человека и техногенной цивилизации над силами природы. Впервые этот образ появился в футуристическом спектакле «Победа над солнцем». Также этот образ символизировал:

  • Окончательный уход от предметности в пользу абстракции.
  • Отрицание религии: квадрат противопоставлялся иконе.
  • Желание художника изобразить всю многогранность вселенной в одной картине.
  • Создание нового живописного языка — «языка будущего».

Впервые произведение предстало перед зрителями на выставке авангардного искусства «0,10». Всемирно известный художник стал основателем нового направления в изобразительном искусстве — стиля супрематизм, от латинского слова «высший», «превосходный». Малевич позиционировал картину как основной модуль супрематизма, как самую совершенную геометрическую форму.

Картину с тайным смыслом выставляли вместе с работами других супрематистов. Произведение висело в «красном уголке» — там, где обычно ставят иконы. Холст сразу привлек к себе внимание, но заслужил весьма неоднозначные отзывы. Посмотреть на «новую икону» пришли многие любители искусства.

Шедевр супрематизма
Шедевр супрематизма

Почему Черный квадрат считается шедевром

Главное полотно Казимира Малевича, несмотря на простоту формы и монохромность, заслуженно считается шедевром, потому что:

  • Художник предвосхитил творческие искания других гениев живописи ХХ века, намного опередив свое время.
  • В своем произведении Малевич ярко и полно отразил свою философскую концепцию.
  • Этот холст стал моделью вселенской гармонии.
  • Живописец полностью отказался от характерных особенностей перспективы и светотеневой моделировки, на которых была построена вся русская и европейская живопись прошлого.

Картина отличается лаконичностью и кажущейся простотой. Казимир Малевич считал ее своей лучшей живописной работой. Один из учеников живописца отмечал, что созерцание произведения способно вызывать в душе человека мистические ощущения. Великий основатель супрематизма утверждал, что это художественное направление ставит живопись рядом со смертью и называл свой главный шедевр символом вечности.

Оригинал полотна хранится в Московской Третьяковской галерее, его копии — в Эрмитаже и Русском музее. Также квадратная форма лежит в основе нескольких живописных композиций Малевича, которые он нарисовал из различных геометрических форм.

Это интересно! В поисках идеальной формы Малевич не сразу пришел к своему замыслу. В частных коллекциях и в музейных фондах сохранились его многочисленные работы на тему «Черный круг» и «Красный Квадрат», предшествовавшие созданию шедевра.
 Главная работа Малевича
Главная работа Малевича

Сильная теория сильной личности — супрематизм

Разгадывать секрет квадрата можно долго. Теория, смысл и история супрематизма основаны на торжестве человека над природой. Для этого художник расчленяет природу на модули, состоящие из разных геометрических форм, например:

  • квадрат;
  • круг;
  • крест;
  • прямоугольник.

Малевич написал именно эти формы, потому что они имеют главное значение и лучше всего воспринимаются визуально. Художник утверждал, что его картины играют большую роль в осмыслении человеком таких тайн, как гармония и хаос, жизнь и смерть, вечность и бесконечность. Если рассматривать теорию супрематизма с точки зрения математики, черный квадрат можно рассматривать как прообраз абсолютного нуля.

В своих философских статьях Казимир Малевич утверждал, что идеал ХХ века — сильная личность, не имеющая страха перед смертью. Автор утверждал, что традиционный обряд похорон необходимо модернизировать в соответствии с супрематической концепцией. В его дневниках осталась запись о том, что «супрематизм всегда идет рядом со смертью, но неизменно одерживает победу над ней». Также философ и живописец писал о том, что куб (который на плоскости выглядит как квадрат) — это идеальная форма, символизирующая гармонию между небом и землей.

Недоумение или восхищение

Современные исследователи искусства ХХ века в основном придерживаются классических взглядов на супрематизм как на новое, авангардное направление отечественной живописи. Российская Православная Церковь не одобряет творчество Малевича: церковные деятели справедливо полагают, что живописец противопоставил квадрат иконе, а супрематизм — христианству. У большинства людей, далеких от живописи, картина вызывает лишь смех или недоумение, так как воспринимать ее без специальной подготовки довольно сложно. Эксперты не рекомендуют демонстрировать фото произведения детям до 12 лет.

Это интересно! Тема знаменитой картины обыгрывается в одном старом анекдоте, где Петька скопировал шедевр Малевича и объяснил Василию Ивановичу, что это произведение бытового жанра на тему «Негры ночью воруют уголь».

Некоторые эксперты считают, что вся отечественная и западноевропейская живопись ХХ века вышла именно из Черного квадрата Малевича. С этим можно не согласиться, но все-таки «квадрат» обладает определенной магией, как и другие шедевры живописи. Взглянув на это произведение, каждый человек о чем-то задумывается. Остаться равнодушным к этому «гимну супрематизма» невозможно.

Всем спасибо!

Ставьте лайки, если статья вам понравилась, подписывайтесь на канал, у нас еще много удивительных фактов. Задавайте вопросы в комментариях и делитесь статьей в соц. сетях.