№2. «Кто поедет в Трускавец»
Режиссёр: Валерий Ахадов (по одноимённому произведению Максуда Ибрагимбекова)
1977
Этот фильм – вообще-то скучноватый и затянутый - стоит посмотреть только для того, чтобы увидеть, как героиня Тереховой идет по улице!
По ассоциации вспомнила проход Керри Бредшоу из «Секса в большом городе» - помните, тот эпизод, когда Мужчина Ее Мечты женится на Наташе, а Керри, наконец, понимает: если лошадка все время сбрасывает седоков, может, дело не в седоках вовсе?
И вот она идет… нет, плывет, летит, парит! – свободная дикая кобылка, на лице – печать прозрения, в дизайнерском струящемся платье (без лифчика!), грудь трепещет (ну ладно, может это была грудь дублерши!), волосы развеваются по ветру…
Сколько народу работало на этот проход! Не считая режиссера, сценариста и прочих продюсеров! Стилист, визажист, парикмахер, костюмер, оператор, постановщик света и человек с вентилятором.
Дублерша для груди…
Переснимали, поди, раз 15…
А тут! Терехова – надела туфли на каблуках и пошла.
И все!
Машины останавливаются, птицы падают с деревьев, гром и молния!
А если еще обернулась и посмотрела из-за плеча…
Вообще конец света!
Ну и герой Кайдановского, конечно, тут же сделал стойку. Забыл, куда шел. И зачем.
И пошел за Тереховой, как песик на веревочке.
То есть, он-то думал, что он гончий пес! И сейчас загонит эту прекрасную добычу себе в ловушечку - то бишь, в постельку. И начал суетиться: в кино там, туда-сюда, музычка, чай-кофе – танцевать, пиво-водка – полежать…
Не-нет, пиво-водка – упаси боже!!!
Все интеллигентно!
Он же как-никак кандидат наук.
А может, и доктор.
Работает в крутом НИИ, в халатике, около ученой машинки, которая ему графики какие-то чертит. Физик.
Типа: «Поднимите лямбду 2,3 на 3,8 и держите меня в курсе!»
Такой советский плейбой.
Самоуверенный и одинокий. Обремененный комплексами и не верящий в любовь.
Махровый эгоист – как привычно он пропускает мимо ушей все ее подробности!
Но прекрасная добыча совсем не так проста. То есть – вовсе не проста. Она все про него понимает. Сразу. Видит насквозь. Все его уловки, все его подходцы и приемчики.
Но сейчас, в эту страшную минуту ее жизни, ей нужен именно такой: не совсем настоящий - талантливый имитатор, нежный притворщик, умеющий так красиво обставить простую интрижку.
И она принимает его правила игры, и они проводят две недели, наполненные страстью, нежностью, узнаванием.
Он талантливо имитирует любовь, она принимает.
В конечном счете, это ведь она его – использовала.
И простилась, благодарная.
И уехала в Трускавец.
А что же он?
Его эволюция понятна и предсказуема чуть ли не с первого кадра фильма – имитатор начинает испытывать имитируемые чувства. Заболело колено, про которое он выдумал, чтобы получить больничный. Заболела душа, про которую он думал, что нету.
Заболела Любовь, от которой он прятался в своем уютном и продуманном мирке.
И он едет в Трускавец.
Нет, не едет!
А как пишет некто в рецензии на фильм - «герой, неожиданно для себя почувствовав одиночество, вылетает туда самолетом, чтобы встретить ее на вокзале».
Предвкушает, бедный, как она обрадуется…
А вот я на 99,9% (ладно, на 99,8%) уверена, что не обрадуется.
Не получится у них - НИЧЕГО.
Зачем ей – великолепной, сильной, самодостаточной, внутренне СВОБОДНОЙ женщине нужен он – эгоцентричный, самовлюбленный, слабый…
Жалкий.
Кандидат наук. Или даже доктор.
В придачу к парализованной маме и к ее собственной беде…
Зачем?
И зачем вообще-то ему она – та, до которой придется тянуться и тянуться? Привставать на цыпочки и подставлять стул?
Которая видит насквозь?
Зачем, когда есть милая героиня Женечки Симоновой – хрустально чистая и хрустяще-крахмальная медсестричка в регистратуре, смотрящая взглядом влюбленной таксы?
Да и сам Кайдановский женился как раз на Симоновой, между прочим…
Вот такой Трускавец получается.
Ры.Сы. Терехова в этом фильме не своим голосом говорит. Озвучивает ее кто-то. И еще для меня полная загадка, почему фильм снимался где-то на не то на Туркмен-, не то на Казахфильме…
Фильм первый:
Фильм третий: