Статья А.В. Шведчикова
Каждый год на экран выходит множество фильмов о личностях разной степени известности. Такие фильмы принято называть «Байопиками» - транслитерация от английского biopic (biographical picture). Для целей этой статьи под байопиками мы будем понимать фильмы, в которых реально существующий или существовавший человек заявлен в качестве одного из главных героев.
Есть мнение, что фраза «основано на реальных событиях» обеспечивает фильму дополнительный коммерческий успех.
Популярность байопиков и их восприятие профессиональным сообществом можно проиллюстрировать результатами американской киноакадемии: из 19 последних лауреатов Оскара за лучшую мужскую роль 9 получили заветные статуэтки за роли в байопиках.
Церемония/год - Актер: Фильм, Роль
75-я (2003) ★ Эдриен Броуди: «Пианист», Владислав Шпильман
77-я (2005) ★ Джейми Фокс: « Рэй» , Рэй Чарльз
78-я (2006) ★ Филип Сеймур Хоффман: «Капоте», Трумен Капоте
81-я (2009) ★ Шон Пенн: «Харви Милк», Харви Милк
83-я (2011) ★ Колин Ферт: «Король говорит!», Король Георг VI
85-я (2013) ★ Дэниел Дэй-Льюис: «Линкольн», Авраам Линкольн
86-я (2014) ★ Мэттью Макконахи: «Далласский клуб покупателей», Рон Вудруф
87-я (2015) ★ Эдди Редмэйн: «Теория всего», Стивен Хокинг
90-я (2018) ★ Гэри Олдмен: «Тёмные времена»,Уинстон Черчилль
В этот список некоторые добавят Оскар 2016 года которым, к восторгу многих, наградили Ди Каприо, за роль Хью Гласса в фильме «Выживший».
В данной статье мы рассмотрим правовые аспекты создания фильма-байопика и, несмотря на недостаточность правого регулирования, попытаемся ответить на вопросы, с которыми неизбежно сталкиваются продюсеры, сценаристы и режиссёры, решившие взяться за подобный проект.
Нужно ли получить разрешение, чтобы создать фильм об известном человеке?
Российское законодательство не содержит норм, которые обязывали бы получать разрешение, чтобы снять о ком-то фильм. Конституция РФ гарантирует каждому гражданину свободу литературного и художественного творчества. Однако, при создании фильма об известном лице, как правило затрагиваются такие его нематериальные блага, как имя и неприкосновенность частной жизни, и здесь появляется ряд юридических нюансов и трудностей, о которых мы расскажем ниже.
Можно ли использовать в фильме имя известного человека?
Законодательство не даёт однозначного ответа на допустимость использования имени известного лица в фильме. Однако, исходя из положений статьи 19 ГК РФ и судебной практики, можно сделать вывод, что такое согласие нужно.
Согласно статье 19 ГК РФ имя [под именем понимается фамилия, собственно имя, а также отчество] физического лица или его псевдоним могут быть использованы с согласия этого лица другими лицами в их творческой деятельности, способами, исключающими введение в заблуждение третьих лиц относительно тождества граждан, а также исключающими злоупотребление правом в других формах.
Интересные разъяснения при применении данной нормы дал верховный суд в деле об использовании имени известного историка, писателя и ведущего Феликса Разумовского. Имя было использовано писателем-фантастом Евгением Рубежовым в качестве псевдонима, под которым он опубликовал несколько десятков книг.
Суд указал, что действующее законодательство не относит имя к объектам исключительных прав с точки зрения интеллектуальной собственности. Однако при определенных обстоятельствах гражданин вправе запрещать другим лицам пользоваться тем же именем. Правомерно использовать чужое имя в качестве псевдонима можно при двух условиях - получив согласие на использование имени и исключив вред для его носителя (1). Несмотря на то, что дело касалось использования имени в качестве псевдонима, а не имени как наименования персонажа фильма, представляется, что данный подход может быть использован по аналогии.
Заслуживает внимания пример с фильмом «Движение вверх» (2). В первоначальном варианте сценария использовались имена вдовы игрока сборной СССР по баскетболу Александра Белова и вдовы и сына тренера этой сборной Владимира Кондрашина. В отношении студии «ТРИТЭ» Никиты Михалкова был подан иск о запрете использования имен и о запрете распространения информации о частной жизни. Это побудило создателей фильма изменить сценарий, и в новом драфте уже не было реальных имен истцов.
Возникает резонный вопрос – а как быть с живыми и уже почившими Ивановыми, Смирновыми, Петровыми, среди которых без сомнения, были и известные люди? Нужно ли разрешение на использование подобных распространенных фамилий? Представляется, что нужно исходить из возможности отождествления фамилии героя фильма с реальным человеком. Если фильм об известном писателе, авторе романов «12 стульев» и «Золотой теленок» соавторе Ильи Ильфа – очевидно с каким именно Петровым будут ассоциировать персонажа зрители. В этом случае стоит получить разрешение на использование имени реального человека.
Нарушается ли право на имя в фильме если я меняю его на созвучное-узнаваемое?
В соответствии с п. 5 ст. 19 ГК РФ при искажении имени гражданина либо при использовании имени способами или в форме, которые затрагивают его честь, умаляют достоинство или деловую репутацию, гражданин вправе требовать опровержения, возмещения причиненного ему вреда, а также компенсации морального вреда.
К сожалению, законодатель и судебная практика не даёт разъяснений, что считается искажением имени и как разграничить искаженное имя от принципиально иного.
В фильме «Движение вверх» тренер баскетбольной сборной СССР Кондрашин превратился в Гаранжина, а в фильме «Дублёр» главного героя зовут Михаил Стасов, что явно намекает на Российского певца Стаса Михайлова. Однако, ответа, можно ли это считать искажением имён – нет. Несмотря на прошедшие по обоим фильмам судебные процессы, исковые требования не касались искажения имён.
Можно ли использовать в фильме фотографии/видеозаписи с известным человеком?
В байопиках часто используется различные произведения, в том числе для создания атмосферы «того времени». Например, кадры исторической хроники, на которых запечатлено известное событие, знаковое для героя байопика (запись убийства Кеннеди, первые шаги человека на луне) или фрагменты записи спортивного матча (кадры из хоккейной суперсерии СССР-Канада или баскетбольного матча СССР-США на олимпиаде в Мюнхене). В титрах не редко показывают фотографии реальных людей, в сравнении с созданными актёрами образами (Например, в фильмах «Движение вверх», «Богемская рапсодия», «В диких условиях» и т.д.)
Для того чтобы включить в фильм фотографию или видеозапись, необходимо найти правообладателя (если нужное вам произведение еще не перешло в общественное достояние) и заключить с ним лицензионный договор или договор об отчуждении исключительного права. По первому договору приобретается право использования произведения конкретными способами, а по второму исключительное право на него в полном объёме (имущественное право целиком). Как правило в приобретении исключительного права нет необходимости, да и правообладатели не горят желанием расставаться со всеми правами на произведение, поэтому чаще заключается лицензионный договор. Также лицензионный договор может быть заключен не с правообладателем, а с лицом, которому он передал соответствующий объем прав, включая право на заключение сублицензионных договоров. В случае с фотографиями такими лицами могут выступать фотобанки.
Однако, при использовании в фильме фото или видео с нужной персоной, помимо права собственно на фото или видео, существует проблема с правами на изображение лиц, запечатленных на фото или видеозаписи.
В соответствии с п.1. ст. 152.1 ГК РФ обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина.
Таким образом, даже законно приобретая права на нужный фрагмент кинохроники, можно получить претензию от запечатленной на ней личности, если не было предоставлено согласие на использование изображения.
Такое согласие повсеместно используется профессиональными фотографами, работающими с моделями. Так называемые «релизы модели» (model release) или «расписки модели» требуют заказчики, чтобы избежать потенциальных проблем с правом на изображение моделей.
Естественно, когда речь идёт об архивных фотографиях и видеозаписях такого согласия, как правило нет. В данном случае трудно себя обезопасить и зачастую приходится принимать риск потенциальных претензий. Тем не менее в лицензионный договор об использовании фотографии или видеозаписи стоит включить гарантии лицензиара о получении согласия на использование изображения гражданина и возмещение убытков в случае нарушения данных гарантий.
Необходимо отметить, законодатель в п.1. статьи 152.1 ГК РФ определил три случая, когда согласия не нужно:
- гражданин позировал за плату;
- изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;
- использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
Первые два случая не вызывают вопросов, однако что понимать государственными, общественными и иными публичными интересами? Верховный суд РФ дал скромные пояснения по этому вопросу
К общественным интересам следует относить не любой интерес, проявляемый аудиторией, а, например, потребность общества в обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде. Публичный интерес имеет место, в частности, если такой гражданин является публичной фигурой (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области), а обнародование и использование изображения осуществляется в связи с политической или общественной дискуссией, или интерес к данному лицу является общественно значимым. К сожалению, вопрос, является ли использование изображение лица в фильме способом удовлетворения публичного интереса, остаётся открытым.
Продолжение следует.
Ссылки на использованные источники
1. П.4 Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2018)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.03.2018)
2. Апелляционное определение по делу № 33-8291 от 15 марта 2018 года
3. П. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.06.2010 N 16 (ред. от 09.02.2012) "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"