Найти тему
Первым делом самолёты

Познакомьтесь с малоизвестным самолётом Ан-38-100

Есть на западе республики Саха авиакомпания «Алроса» со штаб-квартирой в городе Мирном, в которой эксплуатируются различные типы самолётов и вертолётов. По количеству типов авиатехники «Алроса» является, пожалуй, самой насыщенной авиакомпанией в России.

Этот уникальный авиаперевозчик доставляет многочисленные грузы на самолёте Ил-76ТД, эксплуатирует легендарный Ан-2, для пассажирских перевозок предназначены Ту-134Б, Боинг 737NG, легенды советского авиапрома Ту-154М, Ан-24РВ и Ан-26-100. В трудных ситуациях выручает самый большой вертолёт в мире Ми-26Т и различные модификации Ми-8.

Но ещё в авиационном подразделении летает до сих пор единственный в России турбопроп Ан-38-100. Вот об этом незаслуженно забытом самолёте хотелось бы рассказать поподробнее. Разработанному на базе Ан-28, воздушному судну удлинили фюзеляж на 2.5 метра, оснастили его моторами ТВД-1500 Рыбинского авиазавода, которые вскоре заменили на более мощные TRE-331-14GR-801E американской фирмы Allied Signal мощностью 1521 л.с. и винтами пониженной шумности Hartzell.

Удлинённый фюзеляж получил комфортный пассажирский салон на 27 человек с кондиционером и улучшенной вентиляцией, а машина получила новое название Ан-38-100. Всё это произошло в то время, когда развалилось советское государство, а новое образование стало рыночной страной.

И вот в эти времена, в 1994 году первый опытный самолёт впервые поднялся в воздух. Сборку опытных машин производили на Новосибирском заводе им.Чкалова, а комплектующие изготавливали в Украине и Белоруссии на различных предприятиях.

Специально разработанная компоновка удлинённого фюзеляжа позволяла со всеми удобствами разместить 27 пассажиров. Лёгкие кресла по необходимости складывались вдоль бортов за 30 минут и пассажирский салон превращался в грузовой отсек с кран-балкой для ускоренной погрузки. Машина развивала крейсерскую скорость в 380 км/час и брала на борт коммерческую нагрузку до двух тонн. Повышенная экономичность новых моторов позволила увеличить дальность до 1400 км.

Пассажирский салон Ан-38-100
Пассажирский салон Ан-38-100

Во многом Ан-38-100 унаследовал всё лучшее от Ан-28 – способность летать на больших углах атаки, удобство в обслуживании и простота в эксплуатации, а также весьма надёжную конструкцию. Машина позволяла работать с неподготовленных грунтовых аэродромов и коротких площадок. Самолёту нужно было для разбега всего 500 метров, а для пробега на посадке хватало 330 метров.

Кабина пилотов Ан-38-100
Кабина пилотов Ан-38-100

Воздушное судно оснастили метеолокатором и модернизированным навигационным оборудованием, что обеспечило выполнение авиаперевозок в любую погоду днём и ночью. На модификации Ан-38-120 и Ан-38-200 устанавливали речевые регистраторы, аппаратуру, предупреждающую от столкновения в воздухе и о приближении земли.

Ан-38-200 отличался от первоначального варианта российскими двигателями ТВД-20-03 с воздушными винтами АВ-36, но моторы были менее мощными всего 1321 л.с и неэкономичными, но зато они были в пять раз дешевле иностранных.

Учитывая, что это было трудное время для нашей страны и авиапром тогда находился в упадке, всего, по данным, на 2006 год было построено 11 единиц Ан-38.