Первые экземпляры AGM аккумуляторов появились в первой половине 1970-х годов. Сама технология AGM, которая расшифровывается, как Absorbed Glass Mat, была запатентована в 1980 году. Вскоре после этого её стали применять на военных самолетах. Широкое распространение на автомобилях эти аккумуляторные батареи получили в 1990-х и 2000-х годах. Они стали очередным этапом в эволюции свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, используемых на транспортных средствах в качестве стартерных. В этой небольшой статье мы поговорим об их особенностях.
Принцип работы и конструкция
Аккумуляторы AGM относятся к группе батарей VRSLAB. Это означает герметичная свинцово-кислотная батарея с клапанным регулированием. Их также называют VRLA или свинцово-кислотная кислота с регулируемым клапаном. Кроме того, можно встретить название SLA или герметичная свинцово-кислотная. АКБ Absorbed Glass Mat не требуют обслуживания в течение всего срока эксплуатации.
Часто модели AGM относят к гелевым, но это неверно. Принцип работы у них следующий. Здесь используется тонкий слой стекловолокна между пластинами. Таким образом, стекловолокно находится в слегка прижатом состоянии. А чтобы этой слой оставался на месте, его припаивают. Стеклянные волокна пропитываются электролитом, в результате чего они немного увеличиваются в объёме (от 2 до 5%).
Электрохимические процессы в моделях AGM такие же, как и в WET (с жидким электролитом). При разряде кислота и свинец вступают в реакцию с образованием H2O и сульфата свинца. Во время заряда H2O и сульфат свинца обратно взаимодействуют с образованием серной кислоты и свинца.
Конструкция AGM батарей обычно бывает двух видов:
· со спиральными электродами;
· с плоскими электродами.
В корпусе предусмотрен специальный клапан для сброса излишнего давления. Когда происходит перезаряд АКБ, избыточное давление выделяющегося водорода сбрасывается через этот клапан. При этом частично теряется ёмкость, поскольку в штатных условиях должно идти восстановление водорода внутри аккумулятора.
Что касается конструкции самих клапанов, то в случае моделей с прямоугольными электродами они настроены из расчёта 1─2 фунта на кв. дюйм, а со спиральными ─ 40 фунтов на кв. дюйм.
Особенности
Отличия в работе AGM и WET аккумуляторов наблюдаются в режиме, когда превышен зарядный ток. Если идёт превышение по току, в процессе электролиза идёт разложением воды. Выделяется кислород и водород. В стандартных WET аккумуляторах потери воды возмещаются периодической доливкой до уровня.
В моделях VRLA, к которым относится AGM, газы при разложении воды удерживаются внутри и рекомбинируются. Для этого могут применяться катализаторы. По этой причине не требуется доливка воды. Однако при сильном перезаряде и большом давлении газов срабатывает клапан сброса избыточного давления. В результате теряется часть ёмкости АКБ.
Сегодня аккумуляторы заняли ТОП сегмент аккумуляторных батарей для автомобилей. Их в основном используют на дорогих иномарках с системами Старт-Стоп, рекуперацией тормозной энергии и большим количеством электроники на борту. По своим эксплуатационным характеристикам батареи AGM лучше, чем стандартные свинцово-кислотные, но их широкое распространение на рынке сдерживает высокая цена.
У вас есть опыт использования AGM аккумулятора на своём автомобиле? Напишите о нём в комментариях!