Найти тему
Prophetmaster Audio

Кассетные деки 80-х годов: Master Cassette Deck TEAC Z-6000

Начало 80-х, ценовая категория высокая - около 1500 $. Позиционируется как референсная кассетная дека. Увидев такую красоту, я сначала обрадовался, потому что не знал, какие веселые деньки впереди. А впереди было 10 вечеров, включая двое выходных, проведенных в обнимку с сервис мануалом.

-2

Не скрою, было сказано много крепких слов. В общем, чтобы было понятно: в этой красоте пытались сделать какие-то "космические" настройки самостоятельно, для чего и покрутили почти все подстроечники на платах, коих там дикое количество (на фото видно меньше половины крутилок). В таком виде она досталась моему другу. В принципе, моей функцией была попытка реанимации, а в случае неудачной процедуры дека должна была направиться уже к патологоанатому.

-3

Как оказалось, мне еще крупно повезло, что дека была в очень хорошем состоянии, без следов коррозии на платах и подстроечные потенциометры не разваливались на ходу, что бывает часто, как мне рассказали.

-4

Один фамильный дефект проявился все-таки по полной программе - регулировка громкости наушников и потенциометр Pitch Control разрушились изнутри. Они еще и с нажатием, чтобы утапливаться в переднюю панель, что добавляет прелести к работе по их восстановлению. Подобрать "без колхоза" подходящую замену не удалось, да они еще и разные по распиновке контактов. "Фамильная" болезнь этих резисторов проявляется в самопроизвольном отделении контактной площадки с ползунком от пластиковой подложки, что влечет за собой полную потерю контакта с резистивным слоем. Еще, заклинивает осколками крепления контактов, механизм "утапливания" регулятора в переднюю панель - все 33 удовольствия, в общем. Сделать получилось, но временные затраты несуразные.

-5

Замена пассика привода управления протяжкой (на фото выше) - тоже занятие не для слабонервных: там есть потенциометр, движок которого вращается вместе с управляющей шестерней и от его точного положения зависит текущий выбор режима функционирования протяжки. Если при замене пассика вал потенциометра чуть потеряет синхронизацию с валом шестерни (что очень даже возможно, у меня так и вышло), то выставить первоначальное положение будет сложно, даже имея всю сервисную документацию. Без точного совпадения угла поворота, протяжный механизм правильно работать не будет.

В добавление ко всему, шуршали и хрипели все регуляторы, выведенные на переднюю панель, а чтобы добраться до них, нужно вынимать из передней панели почти все, индикаторы в том числе. ЛПМ тоже закреплен внутри передней панели и включить деку, не установив на место протяжку, очень сложно и опасно - можно каратнуть что-нибудь запросто. Земля на переднюю панель приходит через винты крепления протяжного механизма - соответственно, с отделением от корпуса передней панели появляется сильный фон. Пришлось кидать временный провод земли.

Теперь немного о хорошем: корпус тяжелый, прочный и преимущественно из литых металлических деталей - на вид дека похожа на пластмассовую, но это не так Очень тяжелая, что неудивительно. Протяжка с прямым приводом подкатушников и одного капстана, на второй вращение передается ленточным пассиком. Головка - сэндвич. Воспроизводящая - стеклоферрит, записывающая из другого материала (в сети есть информация, наверное).
Индикаторы огромные, красивые и информативные. Ручной калибратор на три типа ленты с разделением настроек по каналам - возни много, но получается очень точно. Шумопонижение DBX. Раньше не пробовал с ним играться, но пришлось его настраивать, поэтому наигрался вдоволь:). Впечатляет, конечно - шум практически отсутствует как класс (92 дБ), а на аудио сигнал влияние минимальное. Долби В,С отдыхают.

-6

Но, хорошего понемножку
Настройка уровня воспроизведения, АЧХ воспроизведения, показаний индикаторов, систем ШП долби В и С - довольно простая, а вот АЧХ канала записи - сложная и муторная (усилитель записи на фото ниже), также как и настройка DBX. Нетривиальна и настройка калибратора.

-7

Звучание

После проведения всех возможных процедур, была опробована запись на всех типах лент. С технической точки зрения дека пишет безупречно, на практически любые кассеты. Система DBX "не нравится" простеньким дешевым кассетам с лентой Fe (типа LG, Scena) - ВЧ проседают немного, звук зажатый получается. Но на красных Sony HF уже все хорошо. Думаю, что если и писать с DBX, то лучше на Хром или Metal.

Кассеты, записанные с винила на Nakamichi ZX-7, воспроизводит ТЕАС очень хорошо - натурально и с эмоциями, но собственные записи имеют чуть более стерильное и синтетическое звучание, хотя по АЧХ и шумам все отлично. Естественно, что для сравнения писал без СШП.

Система шумопонижения DBX впечатляет. При ее включении можно сказать, что шума нет совсем. (-92 дБ). На хороших кассетах никаких слышимых артефактов при использовании DBX замечено не было.

Вывод

аппарат несомненно интересный и красивый, оснащен мощной системой понижения шума, но не покупайте Teac Z-6000 на аукционах, если есть хоть малейшие сомнения в продавце и товаре. Это может быть даже не кот в мешке, а просто Черная дыра, без шансов на победу.

Статья подготовлена по материалам моего обзора на сайте Вегалаб, на основе личного опыта. Все фото мои.

Все статьи о магнитофонах:

Винтажные монстры Sharp серии VZ с проигрывателем винила

Sharp GF-777 /// Sharp VZ-V20R /// Tandberg TCD-320

Akai GX-747DBX /// Sony TC-K777ES vs Sony TC-K777ESII

Pioneer CT-F1250 /// ReVox B-215 /// Akai GX-R99

Luxman KX-102 /// Master Cassette Deck TEAC Z-6000

A&D GX Z7100EV (Akai GX-75 MkII) /// Sony TС-KA5 ES

Marantz SD-9000 /// Akai GX F-91 /// Akai GX-646 /// Pioneer RT-909

Последний ламповый Grundig, почти не тронутый временем...

Aurex PC-6030 /// Nakamichi 1000 /// Sony Elcaset Wega E4950

National RX-7000 /// Aiwa CS-J88 /// Арго-004С /// Sony CFS-285S

Астра МК-110С-1 /// Сатурн-202С-2 /// ИЖ-303 Стерео

Sharp GF-9000 /// Victor KD-A8 и JVC KD-A8 /// Sharp WF-939Z

С уважением, О. Шаманков (Prophetmaster)