Если бы у меня была возможность путешествовать во времени, то помимо первых концертов The Beatles и Шакиры я бы посетил небольшую комнатку, где сидели молодые Эд Бун и Джон Тобиас, когда придумывали Mortal Kombat — файтинг, который перевернул мир. Игру, из-за которой в мире появились возрастные рейтинги. Культовое произведение, которое стало настоящим подарком для всех пацанов из 90-х, но продолжает развиваться и радовать нас и по сей день.
Я бы очень хотел узнать, о чем они вообще думали эти два сумасшедших психопата, когда создавали игру с таким уровнем жестокости?
Приглашение на Смертельную битву
Когда самый первый Mortal Kombat появился на аркадных автоматах в 1992 году, ради этой игры были готовы простаивать очереди по несколько часов, а также приезжать на другой конец города или тратить последние карманные деньги. Игра подкупала тем, что во время ее создания Бун и Тобиас решили использовать вручную записанные движения актеров, которые исполняли приемы семи различных персонажей, присутствовавших в игре.
«В то время вышел Street Fighter 2, а мы основали студию Midway Games и решили попробовать записывать все наши анимации с помощью реальной съемки. Нам хотелось скрестить революцию в области техники с жанром файтингов», — вспоминает Эд Бун.
У каждого из них был уникальный набор приемов и внешний вид. На фоне того же Street Fighter подобный подход к созданию графики выглядел свежо. Но главное, чем запомнился Mortal Kombat — невероятной для того времени жестокостью. Бойцы выбивали из противников литры крови, а после победы можно было провести уникальное добивание — фаталити, которое стало фирменным почерком серии.
Как появились фаталити?
В сверхпопулярной на тот момент Street Fighter 2 игрок мог застанить своего противника при непрерывной атаке: так можно было провести еще одну комбинацию по полностью беспомощному оппоненту. Эду Буну подобный подход не нравился. Он считал, что это очень рандомная функция, которая вносит в бой дисбаланс. Но геймдизайнера восхитила возможность комбо по беззащитной цели – и он вынес эту фишку за пределы боя, сохранив динамику геймплея и подчеркнув садизм.Фаталити.
В оригинальной игре Саб-Зеро отрывал оппоненту голову, Кано — вырывал сердце, а Джонни Кейдж — сносил голову фирменным апперкотом. Чрезмерная жестокость помогла Mortal Kombat выделиться среди других проектов того времени, ведь раньше игры считались детским развлечением.
Дальнейшие события стали поворотными для всей игровой индустрии.
Nintendo вырезала насилие, Sega – нет. Угадайте, кто выиграл?
Компания Nintendo, известная играми для всей семьи вроде Mario и Donkey Kong, просто не могла допустить, чтобы в игре на ее платформе отрывали головы и вытаскивали кишки. Это смотрелось бы так же инородно и нелепо, как выбор сложности в Dark Souls или радужные пони в «Американском психопате». Поэтому на Super Nintendo Mortal Kombat подверглась очень жесткой цензуре. Из некоторых игровых арен исчезли головы на шипах, кровь перекрасили в зеленый цвет, а фаталити максимально изменили. Кано, например, доставал из тела человека кусочек воздуха, а Саб-Зеро не отрывал голову, а просто делал очень мощный апперкот. Никакого расчленения, само собой, не было.
Sega воспользовалась решением Nintendo. Свою версию она продвигала именно с акцентом на оригинальность конента. По умолчанию, MK на Сеге тоже был зацензурен (серая кровь и собственный набор смягченных фаталити), но все знали специальный «Blood Code» (A B A C A B B), который выключал встроенную цензуру. Из-за этого версия Mortal Kombat на Sega продалась в пять раз лучше, чем на Nintendo.
Из-за Mortal Kombat в мире появился возрастной рейтинг игр
Общество впервые задалось вопросом – могут ли игры влиять на психику ребенка? И вскоре этот вопрос дошел до правительства. По легенде, сын чиновника Билла Андресена попросил отца купить ему Mortal Kombat. Андресен был потрясен, когда увидел, во что играет его сын, и показал игру государственному сенатору Джо Либерману.
1 декабря 1993 года Либерман созвал пресс-конференцию, чтобы поднять проблему цензуры в видеоиграх. Спустя всего 5 месяцев в мире появилось агентство ESRB, которое занялось ранжированием видеоигр по возрастному рейтингу. Серия Mortal Kombat, естественно, получила плашку Mature 18+ (M).
На это очень остро отреагировал Джон Тобиас, один из создателей оригинальной Mortal Kombat. Тогда он заявил, что правительство «вообще ничего не понимает в игровой индустрии и лезет не туда, куда нужно». И добавил, что к разрушению детской психики видеоигры не имеют ни малейшего отношения. Но случаи насилия, связанные с игрой, к сожалению, были.
Из-за шумихи вокруг Mortal Kombat ей стали прикрываться преступники
13-летний мальчик по имени Ной Уилсон вместе со своим другом отправился на фильм «Смертельная Битва». После просмотра ребята расходились по домам, но каким-то образом нашли кухонный нож, и решили разыграть сцену из недавно увиденного фильма. Во время этого косплея Ной получил ножевое ранение в грудь и умер из-за пробитой аорты. Во время допроса друг Ноя признался, что якобы пародировал Сайракса — персонажа из серии Mortal Kombat. Позже выяснился вполне очевидный факт, что у Сайракса нет и не было никакого ножа, а также подобного приема, поэтому обвинений и уголовного дела в адрес разработчиков не последовало.
В марте 2008 года 17-летний Ламар Робертс и 16-летняя Хизер Трухильо избили 7-летнюю Зою, сестру Хизер. Парочка сообщила следователям, что они повторяли приемы из игры Mortal Kombat. Однако близкая родственница Хизер сразу же опровергла эту версию и заявила, что дело вовсе не в игре, а в Робертсе и его дурном влиянии на девушку.
Кровь стала основным маркетинговым инструментом Mortal Kombat
Разработчики же использовали одну из фишек своего проекта по максимуму. К примеру, для продвижения игры Shaolin Monks маркетологи сняли специальный ролик, в котором один сотрудник вырвал сердце из груди другого, а потом ему отрезали голову броском шляпы в стиле Кунг Лао.
Или реклама Deadly Alliance в 2002 году, в которой люди оставляют друг на друге кровавые следы. Вместе с роликом разработчики выпустили серию постеров в похожем стиле — с окровавленной одеждой. Главный слоган и тезис ролика — «Насилие живет внутри каждого из нас». Управление по рекламным стандартам Великобритании не слишком оценило подобный маркетинговый ход и запретило рекламу. А жюри «Книги рекордов Гиннеса» зафиксировали это рекордом по самой быстрой цензуре для игровой рекламы.
В некоторых играх фаталити были провальными
После Mortal Kombat Trilogy разработчики решили перенести серию в 3D. Первым экспериментом стала вышедшая в 1997 году Mortal Kombat 4. Спустя два года вышла Mortal Kombat Gold, которая была эксклюзивом для консоли Dreamcast — в ней было больше персонажей и арен. Жестокость в игре была карикатурной. Из-за не самой совершенной графики и недостатка полигонов местные добивания воспринимались скорее комично, чем серьезно.
А в Mortal Kombat Armageddon вообще случилось то, из-за чего многие фанаты возненавидели разработчиков — из игры исчезли привычные добивания, а на их место пришел «конструктор фаталити». Работал он следующим образом: после фразы Finish Him игрок мог выбирать, как именно его герой расправится с оппонентом. Можно было оторвать руку или ногу, потом несколько раз ударить, потом еще что-то оторвать, и так далее. Выглядело это, может быть, и неплохо, но фанаты серии не оценили. Ведь в первую очередь людям нравилась уникальность добиваний, а в Armageddon все они выглядели одинаково.
Но самая большая дичь произошла с релизом Mortal Kombat vs DC. Universe. Это была первая (и последняя) игра в истории серии, которая получила возрастной рейтинг Teen, то есть 13+. Тогда руководство студии Midway в лице Warner Bros. настояло на том, чтобы в игре было меньше жестокости и крови, поскольку в ней были любимые многими детьми супергерои. Количество крови на экране сократили раз в пять, а фаталити сделали максимально гуманными. Боссы WB даже попросили аниматоров сделать так, чтобы поверженный противник шевелился и всячески подавал признаки жизни после бруталити: мол, «Он еще жив, посмотрите сами!».
После Mortal Kombat vs DC Universe фанаты недоумевали: «Что это? Конец? Мы больше не сможем оторвать другу башку во время посиделок за новой Mortal Kombat?». К счастью для них, все обошлось. Ведь спустя долгих три года после релиза MK VS DC появилась новая игра, которая вернула серии былое величие.
В Mortal Kombat 9 кровь и кишки выглядели настолько реалистично, что ее забанили в Австралии
В 2009 году студия Midway объявила себя банкротом, и все ее активы выкупила компания Warner Bros. Interactive Intertainment. Внутри издательства создали новую студию под названием NetherRealm, которую возглавил сам Эд Бун. А раз уж студия новая, то сериал решили полностью перезапустить.
Mortal Kombat 9 вышла в 2011 году. Она фактически вернулась к корням, к оригинальной трилогии. Бои снова проходили в 2D-перспективе, а в ростере персонажей были всеми любимые Скорпион, Саб-Зиро, Кунг Лао, Кабал и вообще почти все классические персонажи, и... ох черт, какие же там были крутые фаталити.
Скорпион разрезал голову оппонента на две части, Шива сдирала кожу живьем, Кунг Лао распиливал тело на ровные половинки, а Райден удалял конечности и взрывал голову об пол. Из-за того, что графика игры шагнула далеко вперед, все это выглядело невероятно реалистично и очень, очень кроваво. Сами фаталити стали доступнее: команду для активации добивания уменьшили до 4-5 кнопок. В игре даже появился специальный туториал, который объяснял, как ввести фаталити правильно.
Из-за такого обилия крови Mortal Kombat 9 попала в прицел Австралийского классификационного совета, который был создан в 1995 году и цензурировал видеоигр на территории страны. Mortal Kombat 9 на территории всей Австралии. Warner Bros. попытались вмешаться и подали апелляцию, но получили отказ. Однако в 2013 году на территории государства появился новый возрастной рейтинг, под который Mortal Kombat 9 попала — ее оценили как проект уровня R18+ uncensored.
В Mortal Kombat X жестокость фаталити вышла на новый уровень
Mortal Kombat X вышла в 2015 году и развила геймплейные механики девятой части. Персонажей стало больше, графика улучшилась, а возможностей поглумиться над поверженным противником стало еще больше. Фаталити в «девятке» были жестокими, но в МКХ они вообще перешли грань.
Каннибализм Милены. Пожирающие лица жуки ДиВоры. Распиленные шляпой Кунг Лао головы, вырванные кадыки от Лю Канга... и, наверное, самое тошнотворное фаталити за всю историю серии – у Эрмака. Описывать его не хочется, лучше посмотрите сами.
Оно особенно нравится одному из главных геймдизайнеров игры Джонатану Эдвардсу. «Многие люди в интернете говорят, что это самое чудовищное зрелище из всего, что они видели. Я горжусь этим», — хвалится Эдвардс.
Во время презентации MKX ее артдиректор Стив Беран прокомментировал жестокость фаталити и рассказал о том, как их создают. «У нас есть фильтр в лиде Эда Буна, который проверяет каждую фаталити, которую мы хотим добавить в игру. У нас очень много идей, а Бун следит, чтобы мы не пересекали определенную черту, чтобы фаталити всегда были несколько юморными и нереалистичными. Это черный юмор, но это юмор», — рассказал Беран. Он также отметил, что команда не добавляет в игру банальные фаталити вроде выстрела в голову — скучные варианты отсеиваются еще на этапе планирования.
Кроме фаталити, в игре появились обновленные бруталити. Это было уникальное умение, которое срабатывало на почти что мертвом противнике, если выполнить определенные условия. Этакие «мини-фаталити», которыми можно было эффектно и красиво закончить бой. Таким образом, насилия в игре стало еще больше.
Что обо всем этом думает Эд Бун, создатель серии?
Эд Бун – хитрый мужик. Несмотря на главную роль в создании Mortal Kombat, он регулярно утверждает, что выступает против насилия. Оно и понятно, ведь таково современное общество — если открыто признаться в своих внутренних демонах, то журналисты просто сожрут тебя, а защитники этических норм затаскают по судам.
В одном из интервью Эд Бун подтвердил слова Берана, что команда разработчиков проводит очень много времени за обсуждениями уровня жестокости в своих играх и устанавливает определенные рамки, чтобы не зайти слишком далеко. Разработчик подчеркивает, что насилие в Mortal Kombat — показушное, и на вопрос «можем ли мы воспроизвести фаталити в реальной жизни» отвечает: «Очень надеюсь, что нет, потому что мы стараемся максимально отдаляться от реализма».
Эд говорит, что насилие в играх считается основным показателем зрелости современной индустрии – но соглашается, что подобный контент предназначен далеко не для всех игроков. Бун был одним из первых, кто поддержал введение возрастных рейтингов ввиду их необходимости. По словам Эдварда, он бы не хотел, чтобы его сын играл в подобные игры с раннего детства.
И на вопрос о том, что вызывает у него самое большое негодование, если речь заходит о Mortal Kombat, он ответил так: «Что все это только про насилие. Якобы, если мы полностью уберем из игры кровь и расчленения, то в нее никто не будет играть». Жаль, что журналист не стал развивать эту тему и не спросил «А нафига вы тогда ее все время добавляете?».
А что говорят ученые?
О том, опасны ли видеоигры для психики, написаны десятки работ – и ученые так и не пришли к единому мнению.
Одно исследование утверждает, что человеческий мозг получает наибольший заряд эмоций от наблюдения за двумя вещами: жестокостью и сексом. Участие в драке или конфликтная ситуация провоцируют выброс адреналина – но также негативные эмоции, такие как страх и боязнь увечий. При наблюдении за дракой чувство опасности пропадает, но включается другой блок – этический. Поэтому наилучший выход – наблюдать за насилием в замкнутой экосистеме — и в нашем случае речь идет про видеоигры. Другое исследование выдвигает теорию, что основной причиной агрессии из-за видеоигр служит не насилие а их высокая сложность. Подумайте, что вас больше всего бесит: фаталити в Mortal Kombat или 100-й заход на битву с непобедимым боссом в Sekiro: Shadows Die Twice?
Однако есть и другие материалы, которые, наоборот, утверждают что именно из-за видеоигр люди заражаются желанием убивать друг-друга. Например, в книге «School Shooting: Mediatized Violance in Global Age» авторы в открытую и без стеснений обвиняют игры в серии инцидентов, связанных со стрельбой в школах. Разумеется, их мнение немного притянуто, потому что их основной аргумент – у молодых преступников были установлены шутеры на компьютере (как и еще у миллионов американцев). Отсюда можно сделать простой, но действенный вывод — современная наука пока что не располагает должными средствами, чтобы определить, какие из этих теорий верны.
Так что расслабьтесь и не забивайте себе голову. Каким бы жестоким ни был Mortal Kombat — это игра, а мы остаемся людьми с нашими маленькими слабостями и недостатками. И нет ничего плохого в том, чтобы в этом себе признаться.
Подкрутите чувство юмора и читайте между строк хитрого Эда Буна, который кайфует и смеется от гиперреалистичных (и от того смешных) вылетающих внутренностей. А я пойду вышибу кому-нибудь мозги. Разумеется, в игре.