Нельзя просто так взять и понять, что такое нарратив. Льюис Буш, британский преподаватель и фотограф, объясняет это понятие через призму кино и показывает его важность для фотографии. ПРОЕКЦИЯ знакомит вас со статьёй, предлагает пересмотреть поверхностный подход к нарративу и открывает его возможности для визуальных проектов.
Как фотографы, мы часто думаем и говорим о себе как о рассказчиках. Но наше понимание того, как работает нарратив, выглядит жалко по сравнению с другими областями. Я всегда размышляю: почему теория передачи нарратива так бедна в фотографии? Почему мы используем так мало точных терминов и техник? Почему, например, так мало фотографов различает такие принципиально разные понятия как история и нарратив?
Одна история может содержать много нарративов, и этот факт, в отличие от фотографии, хорошо понят в литературе и кино. В последнем есть даже термин для этого, названный в честь фильма Акиры Куросавы «Расёмон», рассказ об убийстве и обмане, где несколько ненадежных и противоречивых повествований сплетаются в окончательную картину того, что действительно произошло. Теперь мы хорошо понимаем, что отдельные образы — это не реальность, а представление о ней. Также и серии фотографий как частичные и неполные заметки о чем-то — это лишь некоторые из всех возможных форм повествования одной истории или события, а не полное отражение ситуации.
Я 8 лет создавал работы, которые находятся около границ документалистики, и большая их часть была представлена в виде книг. Книги заставляют тебя думать о нарративе постоянно, но нельзя сказать, что нарратив постоянно существует на страницах газет, на стенах галерей и на сайтах. Но нарратив в книге неизбежен. Положите две фотографии рядом друг с другом, и отсутствие нарратива становится невозможным.
Но книжные нарративы могут быть интереснее, чем просто размещение одной фотографии рядом с другой. Позволю себе неточно процитировать Жана-Люка Годара: у книги, как и у нарратива, есть начало, середина и конец, но необязательно в таком порядке. Я создавал книги с линейным и экспериментальным нарративом. Книги, которые переделывали последовательность других книг, книги, которые читались с начала и наоборот с конца, и книги без определенного повествования.
Работая над проектами и помогая студентам, я постоянно замечал силу нарратива. Это то, что может заставить нас смеяться или плакать, он может переместить нас в другое пространство и даже другой мир. Нарратив может придать форму абстрактным идеям и сделать их живыми и понятными даже через медиум фотографии, который лучше показывает вещи, чем объясняет их.
Возможно, мой любимый этап работы над проектом — момент, когда студент приходит с «кучей» изображений, которые могут быть связаны или не связаны идеей, которая существует у них в голове. Этот этап редактирования, или, если быть точнее, последовательного создания нарратива из массы изображений, — это мгновение, когда фотография оживает. Поэтому важно, чтобы мы перестали пренебрегать одним из мощнейших инструментов фотографа.
Почему в фотографии нарратив не так силен, как в кино?
- В фотографии по определению отсутствует строгий нарратив (из-за того, что изображения единичны — прим. Проекции), и поэтому его сложно теоретизировать. Нарратив функционирует по-разному в мультимедийном поле, книжке или выставке, и у каждой формы есть свои достоинства и недостатки. Именно поэтому теория нарратива в фотографии будет либо слишком общей, либо узкоспециализированной, но неполной.
- Другая причина состоит в отсутствии теории о присутствии нарратива в сериях фотографий. На протяжении всей истории изучения фотографии основное внимание уделялось анализу единичного изображения.
- Мир фотографии узконаправлен и часто не заинтересован в других областях, которые могут что-то привнести. Немногие фотографы читают художественную литературу или смотрят кино, которые могут поменять их представление о нарративе. Они любят фотографию так сильно, что игнорируют её недостатки.
Конечно, фотография — это не кино и не литература. Это автономный медиум, его достоинства и недостатки должны быть исследованы отдельно. Но изучение теории нарратива в литературе и кино может стать началом для понимания его особенностей и применения в фотографии.
Текст и перевод: Юлия Макарова
Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.
Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.
Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.