20 мая 2019 года в Киеве в зале заседаний Верховного Совета (Верховної Ради) Украины состоялась торжественная церемония инаугурации новоизбранного Президента Украины Владимира Зеленского. Виктор Мироненко, член Экспертной группы «Европейский диалог» и руководитель Центра украинских исследований поделился личными впечатлениями от просмотра церемонии
И по своей стилистике, и по своему содержанию это мероприятие сильно отличалось от подобных ему у нас в России. В целом политическая жизнь Украины более динамична, открыта и даже в чем-то немного карнавальна. Прошедшая инаугурация Владимира Зеленского не стала исключением, скорее, наоборот, она оттенила и подчеркнула эти отличия.
Заканчивая свою речь, новый Президент Украины сказал:
Мой дорогой народ! В течение всей своей жизни я старался делать всё, чтобы украинцы улыбались. Это была моя миссия. Теперь я буду делать всё, чтобы украинцы хотя бы больше не плакали.
Невольно на память пришел один из заключительных эпизодов телевизионного фильма Марка Захарова и Григория Горина «Тот самый Мюнхгаузен». Стоя возле заряженной пушки, приготовленной для проведения следственного эксперимента с полетом на Луну, герой сказал: «Господи, как умирать надоело!» И добавил: «Я, кажется, понял в чем ваша проблема, господа. У вас слишком серьезное лицо. Серьёзное лицо — это еще не признак ума, господа. Все самые большие глупости на Земле делались именно с таким выражением лица. Улыбайтесь, господа, улыбайтесь».
Если же перейти от эмоций к раздумьям, можно и нужно отметить, как минимум, три обстоятельства.
Первое из них хорошо характеризует внешнеполитический контекст, в котором предстоит работать новому президенту. Состав иностранных гостей довольно адекватно передавал сложности восприятия, происходящего в Украине извне. Это понятно — не так легко разобраться в том неопределенном состоянии, в котором находится сегодня Украина, её народ, её политическая элита и медленно, с большим трудом формирующаяся Четвертая украинская республика.
Зеленский считает победу на выборах не своей, а общей для украинского народа. Источник
Главами государств на церемонии были представлены Грузия, Эстония, Латвия. Литва и Венгрия. Наряду с вице-президентом Турции, председателем Сената Парламента Чехии и главами МИД Польши и Молдовы вырисовывается та пресловутая Балтийско-Черноморская дуга, о которой еще недавно было так много разговоров. Хотя в целом концепция эта выглядит весьма умозрительной, такая политическая «ограда» к Западу от нашей страны заставляет о многом задуматься.
Европейский Союз был представлен вице-президентом Европейской комиссии, а США министром энергетики и специальным представителем по вопросам Украины, широко известным и популярным здесь Куртом Волкером.
На мой взгляд, это свидетельствует о том, что ни в ЕС, ни в его ведущих странах — Германии и Франции — нет достаточно осмысленной и выработанной политики в отношении Украины и её евроинтеграционных устремлений. В том, что касается США, а точнее будет сказать — их администрации и президента Трампа, то они, судя по всему, не прочь поиграть в какую-то игру с претендующей на особые отношения с ними российской администрацией. Игру, в которой Украине может быть отведена незавидная роль разменной монеты. Я очень хотел бы ошибиться и насчет ЕС, и насчет США, но пока что все выглядит именно так. У ЕС, правда, недостаточное внимание к происходящим в Украине процессам может быть объяснено подготовкой к предстоящим через несколько дней выборам в Европейский парламент, которые могут многое изменить в Европе вообще и в ЕС в частности. До такой степени, что политику в отношении Украины, и не только в отношении неё, придется вырабатывать заново.
Российская делегация на церемонии, как и следовало ожидать в нынешней ситуации в двусторонних отношениях (на фоне становящейся все более неприличной, на наш взгляд, антиукраинской кампании в основных контролируемых государством российских СМИ), отсутствовала. С одной стороны, это объясняется утвердившейся в Украине уверенностью в том, что соседняя страна ведет с ней необъявленную войну. С другой стороны, это можно считать уже прочно установившейся традицией — последний раз российская делегация на высоком политическом уровне участвовала в подобном мероприятии в Украине в 1999 году. Тогда её возглавлял премьер-министр России Владимир Путин. Приезд Бориса Грызлова и Сергея Нарышкина на инаугурацию Владимира Януковича в 2010 году, принимая во внимание их реальный политический «вес», вряд ли можно считать её нарушением.
Второе обстоятельство, бросившееся в глаза, это резкий контраст между настроением людей, собравшихся вокруг здания Верховного Совета и находившихся внутри его. Кроме того, внутри многие места оказались не занятыми и можно предположить, что некоторые из депутатов на церемонию просто не явились. А те, кто явился, например, скандальный украинский популист Олег Ляшко, довольно откровенно демонстрировали свое отношение к новому лидеру страны. Всё это невольно наталкивало на мысль о том, что если в украинском обществе, судя по результатам голосования (особенно во втором туре) наблюдается тенденция к внутренней консолидации и поиску путей к миру, то в парламенте все обстоит далеко не так обнадеживающе и служит дополнительным, кроме чисто политтехнологических, мотивом для нового президента его «перезагрузить». А вслед за этим попытаться «перезагрузить» весь украинский политический истеблишмент.
Третье обстоятельство, субъективное — сам Владимир Зеленский. Помимо почти неприличной по старым украинским меркам молодости нового президента и его очевидной «непринадлежности» к сформировавшемуся в годы Третьей украинской республики «политическому классу», он, как выяснилось, умён и очень креативен. Вся церемония, к которой он, несомненно, приложил руку, была не столь формальной и более эмоциональной, индивидуальной, если хотите. Речь Президента Украины на этот раз отличалась и формой, и содержанием, от всех, которые произносились ранее его предшественниками, присутствовавшими на церемонии, за исключением Виктора Януковича.
Так, например, Владимир Зеленский дважды переходил на русский язык, чем вызвал неадекватную реакцию некоторых депутатов. Акценты в ней были расставлены иначе, и несколько, можно сказать, провокативно, вызывающе по отношению к предшественнику, его поведению и проводившейся им политике.
В целом политическая жизнь Украины более динамична, открыта и даже в чем-то немного карнавальна. На фото — «репетиция» инаугурации на съемочной площадке фильма «Слуга народа». Источник
В моем восприятии вся инаугурационная речь нового президента была продуманно и намеренно провокативна. Если обратиться к использованной им в связи с неожиданной победой сборной Исландии в одном из матчей чемпионата мира по футболу лексике, можно сказать, что Владимир Зеленский сделал три очень точные и сильные «подачи»: украинской элите, Европейскому Союзу и российской администрации.
Первой он предложил определиться, с кем они. Зеленский сказал, что считает победу на выборах не своей, а общей для украинского народа.
Это не моя, это наша общая победа, — сказал он. — И это наш общий шанс. За использование которого мы несем общую ответственность.
Он назвал позорной вседозволенность в поведении чиновников, включая главу государства. Президент Украины призвал украинских граждан объединиться независимо от культурной самоидентификации, языка, политических предпочтений и разделить с ним ответственность за будущее Украины.
Он отметил, что Украина — европейская страна, и что «европейская страна начинается с каждого.
Мы выбрали путь в Европу. Но Европа не где-то там, она здесь, — сказал Владимир Зеленский, прислонив руку ко лбу. — И когда она будет здесь, тогда она появится и там — во всей Украине.
Лейтмотивом речи был, несомненно, призыв к единству страны.
Мы все — украинцы. Не существует больших и меньших, правильных или неправильных, — сказал он. Мы должны быть едиными, потому что только тогда мы сильны.
Новый президент недвусмысленно подчеркнул приоритет политической нации. Владимир Зеленский не упустил возможности косвенно ответить на принятое ранее его российским коллегой решении об упрощенном предоставлении российского гражданства людям в самопровозглашенных республиках в Донбассе. Он призвал всех, «кого родила украинская земля», а таких он насчитал 65 миллионов, вернуться в Украину и отдать ей свои знания и опыт, пообещав всем предоставить украинское гражданство без промедлений. Упреждая упреки в популизме, Зеленский заявил, что и невозможное станет возможным, если удастся объединить усилия всех граждан Украины.
Заявление о том, что «нашей неотложной задачей является остановка огня в Донбассе» было встречено аплодисментами. Он также ответил на предполагаемый в связи с этим вопрос о том, на что он лично готов для этого.
Я готов на все… Лишь бы наступил мир. Но не готов отдавать кому бы то ни было украинские территории. Украина потеряла не только территории. Куда хуже то, что мы потеряли людей. Власть не сделала всего, что она должна была и могла сделать для того, чтобы эти люди почувствовали себя украинцами.
На реплику упоминавшегося уже Олега Ляшко, которую не очень хорошо было слышно (что-то о том, что они сами не хотят этого и не говорят на украинском) Зеленский ответил, что «украинец это не тот, у кого есть соответствующая запись в паспорте, а тот, у кого это в сердце».
«Украинец это не тот, у кого есть соответствующая запись в паспорте, а тот, у кого это в сердце». Источник
Завершая тему войны, Зеленский заявил:
Не мы начали эту войну, но нам эту войну заканчивать, и мы готовы к диалогу.
Зеленский перечислил другие больные вопросы украинской жизни, (тарифы, цены, безработица, бедность и т.п.) и, обращаясь к правительству, фактически предложил тем из его членов, кто считает, что исправить это нельзя, написать заявление об отставке. Он процитировал Рональда Рейгана (тоже артиста-президента), не называя его имени:
Правительство не решает наших проблем. Правительство как раз и есть наша проблема.
Зеленский сказал, что граждане Украины устали от того, что её называют «страной возможностей», а в жизни возможности есть только у узкой группы людей. Все должны быть равны перед законом, заявил Зеленский, и попросил чиновников не вешать его портреты в своих кабинетах, а повесить там портрет своих детей, и смотреть на него, принимая решения.
Новый президент предложил парламенту принять законы:
— об отмене депутатской неприкосновенности;
— о недопустимости незаконного обогащения;
— о выборах с открытыми списками.
Для этого у депутатов, сказал он, есть два месяца. Потому что он распускает Верховный Совет восьмого созыва и предлагает провести досрочные парламентские выборы.
Закончил свое выступление Владимир Зеленский очень эмоционально:
Дорогой народ! В течение своей жизни, я делал все, чтобы Украина улыбалась. Я обещаю вам сделать все, чтобы Украина хотя бы не плакала!
Что же, заканчивая этот, возможно несколько излишне эмоциональный и оптимистический очерк о моих впечатлениях от просмотра инаугурации украинского президента, я хочу сказать, что, судя по всему, этот молодой человек, новичок в политике далеко не так прост и не так наивен, как многим казалось, особенно здесь, в Москве.
Время покажет, насколько он последователен в своих словах и действиях. Пока же для меня очевидно то, что «украинский постсоветский транзит» обрел ясную направленность и, похоже, необратимость. А также то, что в Украине происходит то, что должно было произойти и что вселяет надежды — смена политического поколения.
В любом случае, мяч на поле украинской элиты, Брюсселя и Москвы. Остается подождать того, что все трое с ним будут делать, каким будет их ответ.