Спектакль «Пульчинелла» впервые был поставлен в 1920 году. Идея принадлежала Сергею Павловичу Дягилеву, который после Первой мировой войны вновь собирает свой коллектив Ballet Russe и для премьеры ему был нужен новый спектакль. Для написания музыки к балету Дягилев пригласил Игоря Стравинского.
В коллективе Ballet Russe, которым руководил Дягилев, уже существовал спектакль «Петрушка» на музыку Игоря Стравинского, и потому было решено, после огромного успеха «Петрушки», – а повторяться не хотелось – создать спектакль «Пульчинелла». Но Стравинский был не в восторге от этой идеи, потому что он уже писал музыку, практически на такую же тему. На что Дягилев ему сказал, что если тот балет был трагическим спектаклем, то этот они хотят сделать комическим. Взять основных персонажей неаполитанского театра кукол и придумать какую-либо смешную ситуацию.
Дягилев подобрал несколько произведений Перголези и попросил оркестровать Стравинского эти произведения. Стравинский загорелся этой работой и очень красиво и мастерски оркестровал все эти произведения.
Премьера первого спектакля состоялась в 1920 году в Париже. Балетмейстером был Леонид Мясин. Спектакль имел достаточно продолжительную жизнь и ставился в разных театрах мира, даже уже после того, как распался коллектив Ballet Russe. Спектаклю принес огромный успех и то, что художником этого спектакля, был Пабло Пикассо.
Отличительная черта персонажа Пульчинелла – это чрезвычайно длинный нос, похожий на клюв. На латинском языке это называется pullus galinacius и на основе этих слов получилось имя Пульчинелла.
Исторический персонаж Пульчинелла, который принадлежит неаполитанскому кукольному театру XVII века, сродни нашему Петрушке. Но в отличие от нашего Петрушки, который очень положительный персонаж, Пульчинелла, который в Англии называется Панчем, во Франции Полишинелем – персонаж отрицательный. Отличительные черты этого персонажа: злобство, коварство, ехидство. Создатели спектакля немножко облагородили персонажа, сделали его гораздо добрее и сделали все его шутки просто невинной шалостью, по сравнению с тем, как он был представлен в исторических спектаклях неаполитанского театра.
Весь сюжет спектакля состоит из многочисленных комических ситуаций, связанных с двумя влюбленными парами, которые по очереди пытаются объясниться друг другу в любви. Девушки влюблены в Пульчинеллу, юноши влюблены в девушек, разные комические ситуации создаются, и, естественно, все заканчивается счастливо, так как это комедия – тремя свадьбами, которые происходят в городе.
Во многом этот спектакль по хореографическому тексту напоминает разные европейские версии старых, замечательных балетов «Коппелия» или «Тщетная предосторожность». Этот спектакль выдержан в классическом стиле, и если бы не авангардистская музыка Игоря Стравинского, то, конечно, можно было бы его спокойно выдавать за хореографию XIX века. Хореография Шпёрли очень стилизована в этом спектакле.
Очень много площадных сцен чередуются со сценами идеальной любви, происходящей на небесах. Во всем присутствует юмор и некая ирония по отношению к влюбленным и к самому светлому чувству – любовь.
Несмотря на то, что Стравинский оркестровал музыку и Перголези, и нескольких итальянских композиторов того времени – эта музыка Стравинского. Она абсолютно написана в его стиле и очень мало напоминает итальянскую музыку.
Очень часто меняется ритм, часто меняется счет, что сложно для артистов, потому что приходится иногда заучивать счет наизусть. И если ты сбился, то можешь в дальнейшем не попасть в акцент. Это такие наши внутрипрофессиональные сложности. Но это никогда не видно зрителю и потому приходится с этим мириться.