Структурные и качественные изменения в ВКС заставили обратить серьёзное внимание на учебно-материальную базу в системе подготовки военных лётчиков. На рубеже 10-х годов в войска поступает учебно-боевой самолёт Як-130, на котором происходит обучение курсантов и подготовка молодых лётчиков в строевых частях.
Но командование ВКС отмечало, что для первоначальной программы обучения курсантов нужна более простая в пилотировании и надёжная машина. И такой самолёт разработали в ОКБ Яковлева и представили на отборочный конкурс, но победу одержала другая машина Су-49. Мин обороны в то время не выделило денег на этот проект и его заморозили.
И только в августе 2013 года военное ведомство проявило интерес именно к Як-152 и разработало технические требования к этой машине с учётом перехода к обучению на Як-130. Для первоначального обучения как нельзя лучше подходит поршневой Як-152, с последующим переходом на реактивный Як-130 – это самый оптимальный подход к обучению курсантов.
Самолёт изготовили и собрали на авиационном предприятии Иркутска и уже в 2016 году, в сентябре он впервые оторвался от бетонки заводского аэродрома и совершил свой первый полёт. И вот уже в конце мая этого года построен пятый опытный экземпляр, а первые два опытных самолёта в течение 2018 года продолжали программу предварительных заводских испытаний, в ходе которых выполнили 145 полётов.
В прошлом году машина проходила тесты на сваливание в жёстком режиме. При взятии ручки на себя до упора самолёт выводили на большие углы атаки и машина проявляла чудеса – начинала безопасное сваливание, при потере скорости она переходила на парашютирование с опусканием носа и не срывалась в штопор.
Двухместный Як-152 имеет цельнометаллический планер, лишь элероны и рули изготовлены из углепластика. Аэродинамическая схема самолёта традиционная – это моноплан с крылом низкого расположения и системой убирающегося трёхстоечного шасси.
Двигатель машины немецкой фирмы Raikchlin Engine Development, кстати, на двигателе, работающем на керосине, настояло военное ведомство, но у нас в то время не было подходящих моторов и пришлось обратиться к производителям из Германии.
Дизельный V-образный 12-цилиндровый поршневой двигатель RED-A03T установлен на первые опытные образцы и в дальнейшем его производство локализовано компанией «Русо-Балт», готовой производить моторы в количестве, необходимым Иркутскому авиазаводу.
Як-152 имеет катапультируемые сидения СКС-94М2, кабина пилотов оборудована дисплеями, отображающими информацию о полёте и работе силовой установки, схема их размещения полностью унифицирована с Як-130. Пилоты в самолёте располагаются один за другим, сзади находится инструктор. Машина не требует хранения в ангаре, проста в обслуживании и позволяет выполнять полёты с грунтовых площадок небольшого размера.
Самолёт развивает максимальную скорость 500 км/час, выполняет полёты на высоте не более 4 тысяч метров (ограничение по негерметичной кабине) и позволяет летать на дальность полторы тысячи километров. Длина разбега составляет 300 метров, пробег – 450 м. Эксплуатировать машину можно с перегрузками +5/-3g.
Минобороны ещё в 2016 году заключило соглашение на поставку 150 самолётов Як-152, всего военному ведомству требуется около 300 единиц этих машин. Проявили интерес к нему ДОСААФ Белорусской республики, уже на Як-152 обращают внимание за рубежом и в странах СНГ.