Найти тему
МЕСТА, НЕ СТОЛЬ ОТДАЛЁННЫЕ

А теперь о профессионализме на гражданском флоте

Во вчерашней статье я слегка затронул проблему профессионализма на военно-морском флоте. А что там у нас на гражданском с этим вопросом?

Предварительно ещё раз напоминаю, что пишу не о том, как должно быть или бывает где-то, а только о том, с чем пришлось столкнуться самому. А работать пришлось в мелких компаниях, эксплуатирующих старые суда типа "река-море" с соответствующими зарплатами моряков, а следовательно и контингентом, согласным на такую зарплату.

Самый вопиющий на мой взгляд случай произошёл во время моей работы на буксире "Вал" измаильской компании "Валшип". Мы тащили баржу с алюминиевым концентратом из Николаева. На подходе к Судаку получили команду поставить её на якорь на рейде и срочно идти в сторону Турции, где терпит бедствие Волго-Балт этой же компании. Судно полностью обесточено, неуправляемо, а погода меж тем была не самая ласкововая.

Буду краток, через сутки мы их нашли, взяли на буксир и поволокли в сторону Судака. Судно было полностью загружено металлоломом, так что тащили ещё более суток. Всё это время они сидели без света, горячей пищи и всего, что даёт электричество в наше время :) В судакской бухте они стали на якорь, мы пришвартовались бортом и кинули им кабель, чтобы они могли запустить компрессор и сварить чай.

Дед - а нас всего трое было в команде, дед, я с гордым званием 2-й механик, и электрик, так вот, после подключения их к нашему генератору, дед пошёл к ним. Вернулся через час, плюясь во все стороны. Если вкратце, при выходе из строя одного дизель-генератора, они попытались запустить второй, высвистали весь воздух из баллонов, но запустить так и не смогли, почему на запустился также и аварийный ДГ, осталось большой тайной. А второй дизель-генератор не пошёл, потому что в попытках вдохнуть в него жизнь, они нарушили порядок подачи пускового воздуха в цилиндры, зачем-то раскурочив воздухораспределитель. Мой Данилыч понял причину неисправности и устранил её в течении получаса.

А ведь там был свой стармех, второй и третий механики и моторист, который на всякий случай тоже должен в таких делах кое-что соображать... Не менее часто пришлось иметь дело с электриками, умеющими в основном менять лампочки, как-то раз сам по старой памяти лазил разбираться с неполадкой в ГРЩ, молодой электрик оказался не в состоянии справиться с проблемой.

Но ведь как-то же все эти люди получали рабочие документы? Кто-то же принимал их на работу? Ну ладно молодые мотыли. В последнее время приходили с квалификацией на уровне плинтуса, пусть, в машине лишние руки никогда не помешают, найдётся и для таких работа, и в принципе, натаскать парня до определённого уровня не так уж сложно.

Но есть ещё такая чёрточка, как чувство ответственности. Даже в комментариях к моим прежним статьям были воспоминания о полнейшей безответственности, встречающейя порой у молодых как механиков, так и судоводителей поколения "пепси". Прошлым летом встречался за рюмкой чая с моим первым капитаном на гражданском флоте, с которым начинал ещё на яхте "нового русского", а потом мы избороздили Атлантику и Индийский океан на буксире. Он ещё мог в принципе ходить в моря, капитанский век долог, но окончательно сошёл на берег. Понимаешь, говорил он - я ни минуты не могу быть спокоен, если не нахожусь на мостике. Это же такие объебосы приходят и на все претензии к исполнению ими своих обязанностей пучат глазки - а шо такого, ничего же не случилось? Я хочу дожить свои дни на свободе и не закончить дни от сердечного припадка или свихнувшимся на нервной почве.

Всегда найдутся люди, которые скажут - ну, не стоит сгущать краски, не всё же так плохо или автор только себя считает ответственным и грамотным специалистом?
Конечно, нет, - но проблема существует, некоторая деградация в специальности налицо в результате снижения качества подготовки и закрывать на это глаза было бы просто неумно.

Изменится ли ситуация? Очень хотелось бы. Сейчас на флот поступают новые суда, будем надеяться, что и команды будут им подстать.

.................................................................................................

Статья, о которой упоминалось: Как я на яхте "нового русского" работал

Полный каталог статей журнала здесь