Найти тему
Нетипичный Дипкун

Неизвестные немецкие корни МЗМА

Последние 10 лет в истории советской автомобильной промышленности можно назвать прорывными — появилось много книг и периодических изданий, где публикуются статьи, содержащие реальные факты из истории автозаводов СССР, тщательно разбираются детали создания того, или иного автомобиля. Повезло и «Москвичу-400», который в нашей стране долго считался произведённым на «трофейных» станках завода OPEL, и только недавно стало известно, что к серийному производству на МЗМА его готовили немецкие инженеры по поручению СВАГ.

Любители автоистории знают, что из предложенных немецкими специалистами в серию пошли только кузова «седан»:

-2

... «кабриолет»:

-3

... и коммерческое шасси, на котором разные заводы строили деревянные и металлические развозные фургоны:

-4
-5
-6

Но немногие знают, что 400-й изначально мог быть совершенно иным!
Тогда, в 45-м, немцы умудрились заглянуть в будущее и самый первый макет легковой малолитражки, ещё без именников «Москвич» выглядел совершенно иначе!
На иллюстрации из частной коллекции, представленной группой
23ALEXEY23 видно, что этот автомобиль(фото 1) получил более «аэродинамичные» крылья и фальшрадиаторную решётку в форме авиационного воздухозаборника с центральной фарой, которая к тому же должна была поворачиваться вместе с колёсами! Багажник увеличился в объёме и получил открывающуюся снаружи крышку. Невероятно для тех лет, но у машины была и "обратная" задняя стойка - такое конструкторское решение вошло в моду только в середине 50-х годов. Правда здесь же соседствует и невероятный анахронизм из 30-х - задняя навеска двери, но из песни слов не выкинешь. А вот наличие сразу двух воздухозаборников - спереди у фары и перед задними арками колёс, говорит о том, что с размещением двигателя конструкторы на тот момент скорее всего не определились. И всё же, работа была в каком-то смысле, опережающей своё время, это уже было близко к понтонной форме кузова.

Немцы начинали прорабатывать и четырёхдверный вариант кузова:

-7

но работы в приказном порядке вернули в русло довоенного дизайна. Логика в этом есть - изготовление новых пресс-форм - процесс долгий и дорогостоящий, а здесь ещё и много технологических новшеств, к которым советская промышленность не была готова.
Справедливости ради надо сказать, что даже конструктору Андронову не позволили проводить модернизацию мотора и КПП перед запуском 400-го в серию в 1946-м году, хотя он говорил о том, что это необходимо сделать как можно раньше. Эти данные подтверждают
Знатоки и фанаты марки "Москвич"
Правда при разработке модели 402 советские конструкторы вернулись к почти такому же дизайну.
Использовали ли наши инженеры свои наработки по модернизации «Москвича», или немецкие, "Ангару" не известно.