Начать с Урока 1
Сегодняшний урок - чуть ли не самый важный во всем проекте. Мы сегодня поговорим о самых распространенных структурах в разговорном английском. Некая их "неструктурированность" рождает самое большое количество ошибок и путаницы.
Во вчерашнем уроке по числам, мы встретились с двумя вопросами, которые можно задать о цене:
How much is it? и How much does it cost?
Несмотря на то, что значат они одно и тоже, грамматически это две разные структуры.
How much is it? - это описание (в русском совсем без глагола - Сколько?)
How much does it cost? - это структура с действием, в которой появляется СМЫСЛОВОЙ ГЛАГОЛ - cost (стоить), и из-за него все меняется.
3 типа структур-описаний
1.1 Описание - характеристика
Так как описание статично, в нем ничего не происходит, но при этом совсем без глагола английское предложение оставить нельзя, мы используем грамматический глагол-связку AM / IS / ARE (форма зависит от лица)
It is 5 euros. - 5 евро.
I am (at) home. - Я дома.
It is sunny. - Солнечно.
My sister is a doctor. - Моя сестра - врач.
В русском предложении-описании глагол отсутствует совсем (но именно русский в этом - исключение, так как он есть во всех других европейских языках, включая английский).
НЕПРАВИЛЬНО: It 5 euros. I home. Sunny. It sunny. My sister doctor.
ЕСЛИ ДЕЙСТВИЯ НЕТ, ИСПОЛЬЗУЙТЕ AM / IS / ARE
В отрицаниях к грамматическому глаголу добавляется NOT
It is not 5 euros. - Это не (стоит) 5 евро.
I am not (at) home. - Я не дома.
It is not (=isn't) sunny. - Не солнечно (Солнца нет - у нас могут быть разные варианты)
My sister isn't a doctor. - Моя сестра не врач.
В вопросах грамматический глагол переносится на место перед подлежащим (КТО) - (хотя в разговорной неформальной речи вопросы уже теперь можно задавать и просто с помощью интонации - читайте подробнее про вопросы здесь)
Is it 5 euros? - Это (стоит) 5 евро?
How much is it? - Сколько (это стоит)?
Are you (at) home? - Ты дома?
Where are you? - Где ты?
Is it sunny outside? - На улице солнечно?
What is the weather like? - Какая погода?
Is your sister a doctor? - Твоя сестра врач?
What is your sister's job? - Кто твоя сестра по профессии?
*Важно, что если мы не переводим русский на английский или наоборот слово в слово, структуры в переводе могут не совпадать.
Например, вопрос What is your sister's job? может быть переведен и Кем работает твоя сестра? Именно поэтому прямой перевод - очень ненадежная опора, и важно не зависеть от русского. Тренируйтесь "видеть" структуры, постоянно их сравнивая между собой и накапливая примеры.
1.2 Описание - пассив (когда смысловой глагол есть, но действия нет) - РАСПОЛАГАТЬСЯ, НАЗЫВАТЬСЯ и т.д.
К структурам-описаниям можно также отнести предложения в пассиве: они "расшифровываются" как ОН ЕСТЬ РАСПОЛОЖЕННЫЙ, ОН ЕСТЬ РАЗОЧАРОВАННЫЙ, ОН ЕСТЬ УСТАВШИЙ - то есть не ОН совершает действие, а он испытывает воздействие чего-то или какого-то действия.
Структура: AM / IS / ARE + Ved (глагол + -ED (или 3 колонка таблицы - V3 - для неправильных глаголов)- переводится обычно как причастие с -АНН/ЕНН или -ВШ - расположенный, уставший, обиженный, потерянный и т.д.)
Примеры:
- This restaurant is located on the boat. - Этот ресторан расположен (располагается) на корабле.
- What is this shop called? - Как называется этот магазин?
- I am really disappointed. - Я очень разочарован.
- She is hurt. - Она обижена. (глагол hurt - hurt - hurt - все три формы одинаковые)
- Are you tired? - Ты уставшая? (от глагола to tire - утомлять) - обратите внимание как опять не совпадает перевод с русским: мы чаще всего спросим Ты устала? - но тут нет прошедшего действия, это описание состояния).
- He isn't lost, is he? - Он же не потерялся, нет?
ВНИМАТЕЛЬНО: наш русский мозг чаще всего ассоциирует пассивные структуры с глаголами на -СЯ, но далеко не все они используются в структуре пассива в английском. Это часто становится причиной ошибок!
Сравните: В русском - пассив; в английском - не пассив
Это постоянно случается. - It happens all the time.
Во сколько открывается банк? - What time does the bank open?
Я согласен (соглашаюсь). - I agree. (в английском это структура настоящего времени - читайте о ней ниже)
1.3 Описания: текущие процессы
Глагол-связка AM / IS / ARE также помогает описывать действия в процессе. Это именно то, что мы чувствуем как настоящее (а не Present Simple, как нам рассказывают грамматисты).
Если вы в процессе совершения какого-то действия или его наблюдаете или вы что-то начали, но еще не закончили, вы используете структуру, которая нашему русского мозгу читается как Я ЕСТЬ СОВЕРШАЮЩИЙ КАКОЕ-ТО ДЕЙСТВИЕ.
Таким образом: AM / IS / ARE + Ving (глагол + ING - переводится как причастие с суффиксом -ЮЩ - делающий, читающий, покупающий и т.д.)
В этой структуре могут использоваться только глаголы действия, и она не всегда возможна с абстрактными глаголами типа remember, understand, love и т.д. (хотя последнее время сами же носители это правило охотно нарушают - поговорим об этом подробнее в следующих уроках).
В грамматиках это время называют Present Continuous / Progressive, но так как времен всего три - настоящее, прошедшее и будущее, это, строго говоря, скорее структура описания для незавершенного/текущего действия, а не физическое время.
Примеры:
- I am buying shoes. - Я покупаю туфли. (СЕЙЧАС)
- I am reading 'War and Peace'. - Я читаю "Войну и Мир". (не обязательно прямо сейчас, но я В ПРОЦЕССЕ, еще не закончил)
- It's raining outside. - На улице дождь. (СЕЙЧАС - У нас это часто переводится просто описанием, но в английском to rain - дождить, идти (о дожде) и to snow - снежить, идти (о снеге) - действия)
- We are looking for a bus stop. - Мы ищем остановку. (в процессе, прямо сейчас)
Отрицания:
She isn't listening to me. - Она меня не слушает. (СЕЙЧАС)
I am not going to do it. - Я не собираюсь этого делать. (СЕЙЧАС)
Вопросы:
What is going on? - Что происходит?
What are you listening to? - Что ты слушаешь?
Where is this bus going (to)? - Куда идет этот автобус?
Таким образом, мы видим, что грамматический глагол (в данном случае AM / IS / ARE - не переводится, но выполняет всю грамматическую работу: меняет лицо, добавляет к себе отрицательную частицу NOT, переходит на другое место в вопросе и т.д.)
Глагол, который обозначает действие, не меняется - стоит на одном и том же месте в своей неизменно заданной форме.
2. Действия: настоящее время
И вот наконец мы добрались до предложений, описывающих действия в настоящем времени.
И именно здесь глагол-связка AM / IS / ARE - пропадает, он же умеет только характеристики строить. За действия будет отвечать другой грамматический глагол.
Но вот тут - весь и фокус: как-то так случилось, что в утвердительных предложениях с действиями, грамматический глагол просто взял и выпал.
Настоящее время в английском языке описывает только ПОВТОРЯЮЩИЕСЯ действия или действия ВООБЩЕ - за действия СЕЙЧАС отвечала специальная структура описания, помните?
I speak English. - Я говорю по-английски. (ВООБЩЕ)
НО
I am speaking English to my mom. - Я сейчас говорю с мамой по-английски. (СЕЙЧАС)
* Причем отличие заложено в самой форме, можно даже слова now или always не говорить. Соответственно, если вы перепутали форму, вы, возможно, сказали не то, что имели в виду.
Настоящее время (Present Simple) - во всех смыслах нерегулярное: в утверждении у него нет грамматического глагола, поэтому по лицам он вынужден меняться сам:
I work - Я работаю (ВООБЩЕ)
He / She / It works - Он / она / оно работает (ВООБЩЕ)
We / You / They work - Мы / вы / они работают (ВООБЩЕ)
Сравните, как себя ведет глагол WORK в структуре СЕЙЧАС:
I am working - Я работаю (СЕЙЧАС)
He / She / It is working - Он / она / оно работает (СЕЙЧАС)
We / You / they are working - Мы / вы / они работают (СЕЙЧАС)
Примеры:
I work in the library. - Я работаю в библиотеке.
НО
We are working on a global project. - Мы (сейчас) работаем над международным проектом.
Как видите, переводы в русском не различаются как разные структуры и именно из этого возникает огромное количество ошибок - русскоговорящим кажется, что это все одно и то же, и разницы-то нет никакой.
Когда настоящему времени нужно образовать отрицание и вопрос, у него все-таки появляется грамматический глагол DO / DOES (и на него сразу перекладываются все трансформации).
I don't work (ВООБЩЕ) - I am not working (СЕЙЧАС)
He / She / It doesn't work (ВООБЩЕ) - He / She / It isn't working (СЕЙЧАС)
We / You / They don't work (ВООБЩЕ) - We / You / They aren't working (ВООБЩЕ)
Таким образом, I am work или I am not work - невозможны - это разные структуры по функции и, как следствие, по форме.
Итак, мы сегодня собрали воедино всю грамматическую базу:
1) Описания-характеристики используют грамматический глагол AM / IS / ARE - I am happy. It's 5 o'clock. They are not here.
2) Описания состояний или воздействий используют AM / IS / ARE с добавлением глагола в -ED форме (или V3 из таблицы неправильных глаголов): I am lost. What is it called?
3) Описания текущего действия или действия в процессе (СЕЙЧАС) используют AM / IS / ARE с добавлением глагола в -ING форме: I am checking my email. What is happening? It's not working.
4) Действия описываются в настоящем времени как регулярные или постоянные. При этом в утверждениях используется только смысловой глагол, а в отрицаниях и вопросах пользуются глаголом-помощником DO / DOES (в зависимости от лица): I speak 5 languages. Our shop doesn't work on Sundays. Do you speak English?
Как всегда, предлагаю за всем этим понаблюдать, посравнивать в текстах на английском, которые вы читаете или слушаете.
Открываю дискуссию по этой теме в нашей группе "100 дней с английским" - задавайте вопросы, пробуйте писать примеры. Если разберетесь здесь - вы уже сможете говорить по-английски.
До завтра.
Все уроки серии:
Урок 1 Начинаем говорить
Урок 2 Что вежливо, а что грубо
Урок 3 Учитесь понимать на слух
Урок 4 Что сказать, если не помните слово
Урок 5 Вы говорите по-английски? Описываем знание языка
Урок 6 Как произносить слова с W
Урок 7 Как задавать вопросы
Урок 8 Самые важные вопросы
Урок 9 Топ слова: GET Урок
Урок 10 Как поздравить с праздником или порадоваться успехам
Урок 11 Самые частые ошибки в произношении
Урок 12 Чем отличаются This is, It is и There is
Урок 13 Описания в настоящем, прошедшем и будущем
Урок 14 Как говорить о странах и путешествиях
Урок 15 Как сказать НРАВИТСЯ / НЕ НРАВИТСЯ
Урок 16 Как читать числа, цены, номера телефонов и т.д.