Недавно один из моих давних коллег прислал сообщение с мыслями о том, как можно увеличить шансы пассажиров на спасение в случае задымления салона воздушного судна. Среди прочего, было довольно спорное предложение выпускать пассажирские кислородные маски. Честно говоря, до прошлой осени я и сам не особо задумывался над тем можно ли это делать, пока не столкнулся с плодами китайской авиационной хитрости.
В данной статье будут представлены некоторые мысли в отношении аварийных процедур и рекомендации для пассажиров.
О возможности применения масок
В 2014 году, при выполнении рейса B6-1416, у Airbus A320 авиакомпании JetBlue произошел отказ двигателя с последующим задымлением салона воздушного судна. Экипаж принял решение о возврате на аэродром вылета и эвакуации пассажиров после посадки. В полете были выпущены кислородные маски, несмотря на то, что абсолютное большинство пилотов знает об опасности их применения в условиях задымления пассажирской кабины.
Правильно ли поступили пилоты? Допустили ли они ошибку? Давайте разберемся...
Пол года назад, во время очередного тренажера, инструктор ввел отказ SMOKE/FUMES/AVNCS SMOKE при наличии отложенного дефекта одного из комплектов системы кондиционирования (PACK). По сценарию задымление салона воздушного судна было вызвано неисправностью оставшегося PACK. Какие процедуры мы применяли и чем были мотивированы наши действия при разрешении данной ситуации?
В соответствии с процедурой QRH, неисправный PACK необходимо было выключить, поскольку подозрение пало на систему кондиционирования. Однако, это повлекло за собой потерю наддува кабины и последующую разгерметизацию самолета.
Соответственно, необходимо было как можно быстрее снизиться до MEA/MORA (см. примечания) или эшелона 100, дабы людям было чем дышать без необходимости выпуска кислородных масок. Важно отметить то, что в данном случае мы не объявляли MAY DAY EMERGENCY DESCENT, поскольку при потере обоих PACK разгерметизация проходит плавно.
При этом, не стоит забывать о том, что в кабине воздушного судна все еще находится дым. Необходимо ли выполнять процедуру REMOVAL OF SMOKE/FUMES?
Процедуру удаления дыма необходимо выполнять тогда, когда существует непосредственная угроза жизни людей.
И вот тут начинается то, что называется "юридические хитросплетения". Инструктор дал следующую вводную.
"Командир, у нас пассажирам плохо, теряют сознание и задыхаются, маски можно применить?"
Считается, что применение пассажирских масок в условиях наличия дыма в салоне воздушного судна недопустимо. Причиной этого является то, что дым первоначально распространяется по верху, а сами маски не обеспечивают герметичность при вдыхании воздуха. Соответственно, вместе с кислородом в организм человека могут попасть продукты горения. Однако, описать все ситуации и возможные обстоятельства никто не может, поэтому тот же Airbus попросту уклоняется от детального разъяснения действий экипажа.
При том, что в процедуре REMOVAL OF SMOKES/FUMES четко написано "Do not deploy oxygen masks, if fire is suspected in the cabin", явных указаний на выпуск пассажирских масок нет. Однако, нет и явного запрета.
Единственная четкая инструкция от Airbus по поводу применения пассажирских масок состоит в том, что ими нельзя пользоваться при подозрении на пожар в салоне воздушного судна. Это понятно, ведь кислород является катализатором горения.
Таким образом, производитель возлагает всю ответственность на эксплуатанта в лице экипажа.
В моем случае, мы приняли решение о применении пассажирские масок, поскольку источник дыма был очевиден и локализован, а пассажиры испытывали явные признаки кислородного голодания и отравления продуктами горения. Инструктор посчитал, что данное решение не является грамотным, ссылаясь на те риски, что мы упомянули ранее. По-своему, он был прав, а спорить с ним я не мог и не хотел, потому что уверен в правильности своих действий не был.
Честно говоря, прочитав позже рекомендации Airbus для кабинного экипажа, я был абсолютно убежден, что маски применять нельзя ни при каких обстоятельствах, кроме разгерметизации.
Сомнения закрались тогда, когда при внимательном прочтении QRH я увидел упомянутую ранее фразу "Do not deploy oxygen masks, if fire is suspected in the cabin".
Вывод
Собственно говоря, я думаю что решение о применении пассажирских масок должно приниматься совместно с кабинным экипажем. В любом случае, бортпроводники подготовлены лучше и имеют больше информации о происходящем в салоне. Конечно, существуют требования РПП, которые обязательны для выполнения экипажем, но глубокое понимание процедур и причин, почему они так написаны - не менее важны для грамотного пилота. Жизнь человека бесценна, цена знаний неизмеримо велика.
На мой взгляд, экипаж JetBlue в 2014 году принял одно из возможных грамотных решений, поскольку явных признаков горения в салоне не было, а людям с помощью кислородных масок дышать было намного легче.
Рекомендации для пассажиров
В случае, если в салоне воздушного судна по какой-либо причине возникло задымление, в первую очередь необходимо уведомить экипаж. Поскольку источники возгорания могут быть разные, никогда не пытайтесь решить проблему сами. Если задымление возникло в полке над головой, ни в коем случае не открывайте её дверцы, поскольку доступ кислорода лишь увеличит интенсивность огня.
Не поддавайтесь панике. Крик, эмоции и нервозность приводят к учащенному дыханию и, как следствие, к большей вероятности попадания дыма в легкие. Ваша задача как можно дольше оставаться в сознании.
Поскольку дым распространяется по верху салона, попытайтесь нагнуться как можно ниже к полу. Если в салоне воздушного судна появятся кислородные маски, не спешите к ним тянуться. Их применение желательно лишь по команде кабинного экипажа.
В случае, если у вас есть под рукой вода, смочите плед или другие подручные вещи, через которые можно дышать. При необходимости можно использовать все, что угодно, даже рубашку или шорты. От огня они не спасут, а вот смоченные водой, вполне способны удержать дым от проникновения в организм. Если вы путешествуете с ребёнком, сначала обеспечьте свою безопасность, потом - его.
Внимательно слушайте указания бортпроводников. При возможности пассажиры должны быть пересажены в наименее задымлённую часть самолёта. При передвижении по салону не пытайтесь встать в полный рост, помните что дым распространяется сверху вниз.
В случае эвакуации ни в коем случае не пытайтесь забрать свою ручную кладь. Это может стоить чьей-то жизни, поскольку в условиях пожара на борту события развиваются чрезвычайно быстро. Помните, что новую сумку можно купить, паспорт - восстановить, но человека вернуть к жизни невозможно.
Летайте безопасно!
Наш канал в Telegram: Flying Upside Down.
Примечания:
MEA - Minimum Enroute Altitude.
MORA - Minimum Off-Route Altitude.