Найти тему
РГДБ

Что знают и не знают родители о детских книгах

Взрослым часто кажется, что книги, которые они любили в детстве, еще присутствуют в чтении детей и подростков. Или хотя бы им известны названия, авторы, книжные герои.

Однако преобладающее большинство современных подростков почти не знает произведений, которыми зачитывались их дедушки и бабушки.

Передача литературной культуры от поколения к поколению. Фото РГДБ
Передача литературной культуры от поколения к поколению. Фото РГДБ

В России долгое время существовала традиция передачи литературной культуры от поколения к поколению. Книги так называемой золотой полки были отнесены к литературной классике, часть произведений этих писателей читали в семьях еще в первой половине XX века.

Процесс постепенного исчезновения литературной традиции и передачи литературной культуры от поколения к поколению стал заметен более пятнадцати лет назад. В эти годы более половины опрошенных утратили традицию совместного приобретения книг в домашнюю библиотеку (62%), что во многом обусловлено сложным периодом «перестройки» и становления рыночных отношений в этот период. Тенденция дальнейшего затухания традиций «литературоцентричного общества», для которой были характерны знания устоявшегося определенного набора имен писателей и произведений детской литературы, в значительной степени продолжается.

ПРИОБЩЕНИЕ К ЧТЕНИЮ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Разница в чтении девочек и мальчиков хорошо видна рано, поскольку уже в дошкольном возрасте родители по-разному подходят к воспитанию детей как читателей. Девочек приобщают к чтению больше, чем мальчиков. Практика чтения вслух сохраняется и в младшем школьном возрасте. В ходе проведенных интервью детей спросили о том, кто чаще всего читает им дома книги вслух. В опрошенных семьях это, как правило, делают мамы (47%) и изредка бабушки (7,5%). Мамы читают книги как мальчикам (о чем сообщили 49% мальчиков), так и девочкам (45%).

ПРОБЛЕМА РОЛИ ОТЦОВ В ПРИОБЩЕНИИ ДЕТЕЙ К ЧТЕНИЮ

О том, что папы им читают, сообщило лишь 1,3% мальчиков и 2,5% девочек. По сравнению с аналогичными данными других стран эта доля является чрезвычайно низкой. И это при том, что в исследовании начала столетия будущие родители утверждали, что доверительные отношения отца и ребенка, совместно проведенный досуг для них важнее, чем способность отца зарабатывать много денег и его высокий статус в глазах окружающих. Респонденты считали, что для ребенка лучше, если отец и ребенок вместе читают и обсуждают прочитанное (так указали 77% опрошенных). Таким образом, декларируемое в молодежном возрасте поведение мало реализуется позднее в реальной семейной жизни, и эта проблема требует особого внимания.

Литературный клуб в РГДБ. Фото РГДБ.
Литературный клуб в РГДБ. Фото РГДБ.

Многочисленные социологические исследования свидетельствуют о том, что женщины читают больше и чаще, чем мужчины, и эта ситуация характерна для многих развитых стран. Проблема более низкого уровня читательской грамотности мальчиков, которые потом становятся не читающими на досуге отцами, заботит правительства и общественность в европейских странах (ФРГ, Великобритания, Норвегия), в странах Азии (Сингапур) и др.

Сегодня во многих странах мира чтению отцов и чтению мальчиков уделяется большое внимание.

ЧТО ЗНАЮТ И НЕ ЗНАЮТ РОДИТЕЛИ О ДЕТСКИХ КНИГАХ

Общероссийский опрос, проведенный в 2016 г. Фондом Общественное Мнение (ФОМ) совместно с Российской государственной детской библиотекой на тему «Детское кино и детские книги», показал, что 16% родителей затруднились ответить, какие книги нравятся их детям. Треть родителей (33%) утверждают, что у ребенка нет любимых детских книг (скорее всего, и сами эти родители не читают на досуге).

Около половины родителей (42%) отмечают, что у их детей и подростков (в возрасте до пятнадцати лет) есть любимые детские книги. С нашей точки зрения, эта цифра свидетельствует о том, что современные дети все же читают книги и имеют свои читательские предпочтения, что опровергает миф о том, что «дети и подростки не читают».

Дети в Российской государственной детской библиотеке. Фото РГДБ.
Дети в Российской государственной детской библиотеке. Фото РГДБ.

Но большинство родителей все же недостаточно внимательны к чтению своих детей. И назвать конкретные произведения и имена авторов смогли далеко не все респонденты. Родители отмечают, что в круг чтения их детей входят произведения отечественных авторов (9%). Чаще ими упоминались совсем разные писатели — А.С. Пушкин, В. Сутеев, Н. Носов, Э. Успенский, а из названий произведений — «Королевство кривых зеркал», «Волшебник Изумрудного города», «Алые паруса», «Барышня-крестьянка», «Буратино», «Домовенок Кузька», «Чук и Гек», «Мишкина каша», «Руслан и Людмила».

Среди книг зарубежных писателей (9% опрошенных) были названы «Русалочка», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах», «Маленький принц», «Робинзон Крузо», «Мэри Поппинс», «Три мушкетера», «Путешествие Голубой Стрелы».

Медведь в РГДБ (56 лет). Фото РГДБ.
Медведь в РГДБ (56 лет). Фото РГДБ.

Чтение детей дошкольного и школьного возраста, согласно ответам родителей, включает русские народные сказки (6%) — назывались «Колобок», «Три медведя», «Курочка Ряба», «По щучьему веленью» и др., а также стихи для детей (3%) — например, А. Барто, К. Чуковский («Айболит», «Муха-цокотуха», «Мойдодыр», «Бармалей»), С. Маршак («Кошкин дом») и др.

Глобальный мир, быстрое обновление и малотиражность книжного рынка значительно и быстро меняют круг чтения детей и особенно подростков. Подростки все больше ориентированы на новые книги, отвечающие на вызовы времени, о которых современные родители практически не знают.

Фото РГДБ.
Фото РГДБ.

В исследовании Российской государственной детской библиотеки самым популярным произведением в подростковом возрасте остается роман Дж. Роулинг о Гарри Поттере. Эта серия книг о юном волшебнике не перестает быть интересной учащимся средних классов. Произведения Дж.Р. Толкина «Хоббит» и «Властелин колец» также были указаны в списке любимых подростками книг. Современные авторы — С. Майер («Сумерки»), Э. Хантер («Коты-Воители») — неоднократно упоминались подростками. Но эти произведения ни разу не упоминались родителями в ответах, что также свидетельствует: многие родители не знают популярную у подростков литературу и не стремятся узнать о том, что волнует их детей как читателей.

Неделя детской книги в РГДБ. Фото РГДБ.
Неделя детской книги в РГДБ. Фото РГДБ.

С нашей точки зрения, одна их главных проблем сегодня — это качество репертуара чтения. Сегодняшние подростки остро нуждаются в хороших книгах самых разных жанров, которые смогут их увлечь. Необходимы новые «золотые полки», т.е. книги, где есть современные герои и героини, которым можно было бы подражать, считать их своими «литературными» героями.

Однако в ситуации недопонимания многими родителями важности поддержки чтения и приобщения своих детей к лучшей литературе все это остается серьезной проблемой.

ДЕТСКИЕ КНИГИ И ЭКРАНИЗАЦИИ: МНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

По мнению современных родителей, книги, входившие в золотые полки предыдущих поколений, нуждаются в экранизации в фильмах и мультфильмах. Визуализация информации, повышение роли визуального контента является мировым трендом уже несколько десятков лет. Зарубежные кинокомпании давно экранизировали детскую классику, которой зачитывались дети практически во всех странах мира (диснеев­ские экранизации «Русалочки», «Белоснежки и семи гномов», «Золушки» и др.). Среди жанров и книг, которые нуждаются в экранизации, родителями были названы произведения советских писателей (5%); зарубежных писателей (5%); книги по истории (4%); сказки (3%); познавательная литература (3%); классика (1%); книги современных российских писателей (1%).

Московская международная книжная выставка-ярмарка на ВДНХ. Фото РГДБ.
Московская международная книжная выставка-ярмарка на ВДНХ. Фото РГДБ.

Также респонденты отметили, что необходимо создавать фильмы по книгам, которые учат добру, честности, любви к Родине (2% опрошенных). Часто встречается ответ «экранизировать старые книги».

Сегодня, в век новых технологий и новых читательских практик, когда чтение детей и взрослых все больше перемещается в электронную среду, каждая книга, которую дети и подростки взяли по рекомендации взрослых, в первую очередь родителей, а также учителей, библиотекарей, может иметь для развития личности ребенка и подростка большое значение. Вовремя встреченная книга остается другом на всю жизнь.

Об авторах | Елена Колосова — завотделом социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки, кандидат социологических наук, доцент.

Вера Чудинова — главный научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ, кандидат педагогических наук.

Читать полный текст статьи в журнале Знамя.

Подписывайтесь на канал Российской государственной детской библиотеки.