Фи… Она ничего не сделала… Подумаешь, умерла от холеры, как грязная нищенка, похоронили в общей могиле, засыпали хлорной известью, да и следа то нет от гордячки, поставили там какой то кенотаф в Александро - Невской Лавре, сундук, не сундук, пианино не пианино… Подумаешь, дама, польский композитор с мазурками да этюдами, нужны нам они эти шляхтичи, псы, паны польские, с гонором, кто их слушал, даром, что Шопен у нее учился! А кто такой, этот Шопен то, кстати? Композитор.. не наш, да и не надо… Своих хватает.. Славься Отечество, наше свободное, Которого давным -давно нет… Остатки которого истекают кровью..
________
Портрет М. Шимановской с сайта, посвященного ей Афиша концерта с участием Э. Запольской.
Да, и ничего - то она не сделала…
Записать вчерашний этюд и то - забыла.. Ну, да ей и не страшно, она часто импровизирует без нот… Брат современника великого,Амедея – птицы небесной, Божией, в музыке, - Ксавье, помнится, поражен был, что в Берлине и Веймаре для Гете играла она большой концерт: мазурки, этюды, полонезы, легкие, томные, с сочной прорисовкою верхних " до" и "соль", с изящными и плавными переходами - без нот, что остались в не разобранном багаже, по памяти, легко меняя пассажи, коды, терцы, и целые куски… Мелодия будто бы - налету возникала в голове ина пальцах, пенилась, лилась, как горный поток, прохладный, освежающий, манящий, пленительный…
***
Единственное, чего она себе никогда и никак не позволяла -перевирать мелодии польских народных песен… Пела их про себя, со слезами, и когда посреди ночи бежала из имения мужа,вальяжного картежника, помещика Шимановского, забрав с собою троих дочерей, и верную, преданную сестру Юлию.
Они тогда приехали в Петербург, на перекладных, искусала губы до крови, от страха, трясясь, что спросят чиновники почтовые на границе документы разводные, а их и не было еще.
Одна решимость и была только: добиться в Синоде раздельного с паном Шимановским житья, где нибудь, в домике уединенном, на Островах, она и не думала тогда, что играла прежде в гостиных польского наместника, князя Константина, брата русского Государя. Кто же теперь то станет слушать бедную вдову по разводу? Она думала уехать в Вену, оттуда писать прошения. Но все решилось иначе. Едва узнали в Петербурге, что она " королева звуков" (Адам Мицкевич) осенила своим присутствием столицу, как тотчас же, от Двора курьер прибыл, с известием, что назначается она первою придворною пианисткою их Величеств Императриц – Марии и Елизаветы. У Государыни молодой, урожденной баденской принцессы, библиотека была нотная редчайшая, в шкафах светлых, в овальном кабинете с венецианскими окнами... Даже и Гуммеля, и Эльснера, учителей своих, играла потом пани Шимановская, рассыпая по нотам, с печатью вырезной Ея Величества.
А Мария Феодоровна, та предпочитала немецких композиторов, благоволила и к хоралам, и к романсам, Марией сочиненным, на стихи Сергея Пушкина, отца блистательного Александра, Гете, Ламартина.. Сергей Львович – ох как же трудно отчество выговаривать!- сам был росту невысокого, живой, бойкий, жеманный, как в пудре старинный маркиз, сахарно -фарфоровая фигурка… Все вздыхал около своей Надин, тонной, высокой, в роскошных робронах, чуть бледноватой с ладонями, в рыжих родинках, с крупными вьющимися завитками на шее.. Ни одного бала Пушкины -старшие не пропускали, а Сергей Львович все всплескивал руками, да как же это она, госпожа Марыся, пианистическая артистка, как не побоялась уехать от супруга, жить одна, делать концерты свои, выступать в залах при посольствах, ноты своеручно писать, билеты пригласительные?! Да видано ли это, видано ли? – Она щурилась, пристально смотрела на него, а он все бормотал, касаясь пальцами жабо…
Да и зачем же он удивляется, ведь матушка его прекрасной Надин и сама от мужа - двоеженца бежала, не захотела на цепи сидеть, как непокорная раба, увезла с собою дочь. И развода добилась через Синодальную канцелярию. Надин изысканным, редким цветком росла у деда - свекра, Осипа Ганнибала, на его роскошной мызе Суйда, вот теперь и роняет платки и лорнеты на паркет, наступая на них сафьянным башмачком, и не смотрит на мелочи, в доме мебель меняет каждый месяц, а все порядку нет, все плечиком дергает…
Она смотрела на мсье паркетного шаркуна, щурясь, с усмешкою, отнимала руку, что теребил для поцелуя, и думала про себя: "Божия коровка, милый вертопрах!", - и спешила выйти из гостиной, навстречу Целине с Адамом, зятем ее милым и непокорным..
Целину ее, бедовушку, Адам любит, не любит, гадай, что на ромашке, а сонеты горделивые его, на выдохе, воздуху не хватает иной раз- спеть и сыграть!
С волнением неотступным всегда она наблюдала две вьющиеся головы, что рядом клонились, и даже позы одинаковые были у них: подперевши кулаком подбородок. Оба могли так сидеть, не шелохнувшись, часа по четыре кряду, слушая игру ее. И все потом что то спорили, где вольнее дышится.. В Польше ли, в России. Ей думалось упорно - на родине все же вольнее, с конституцией Польша дышит, при Сейме, хоть и в полтакта, а все же - крестьян не продает никто, будто щенков борзых, на площадях, или у столов вистовых.
Выбор трудный, но есть у человека: быть бедным и гордым артистом, как она или спесивым снобом - шляхтичем, как ее супруг бывший, Тадеуш Шимановский, пропивший разум и честь.. Говорят, что живет он давно в запустении, стекла в доме выбиты и немыты, пол, будто конюшня… Взял себе в полюбовницы не то кухарку, не то птичницу..
***
Да, она – ничего не сделала, и брак свой хранить - не тщилась, зато уж теперь – птаха вольная, горькая, нотами осыпанная, как бриллиантами… Ни на что не обращала внимания, кроме нот и клавиш, но дочерей воспитала тщательно: интересны в разговоре, любезны, сердечны. Хелена, младшая что - приней, ведет дела, ее антрепренер, хронист - историограф семьи, со смехом говорит, что альбом Шимановской, где автографы Гете и Россини, хоть сейчас бы полмира купило за тысячи злотых…
"А еще полмира мечтало бы туда просто - попасть! - ласково усмехалась дочери пани Мария, а про себя думала, что в альбоме ее роскошном, если что и стоило сохранить так это строки, написанные странно, будто бы - пианистическою октавою, быстрым почерком, летящим, чуть наискось, с длинными росписями петель:
"Из наслаждений жизни
Одной любви Музыка уступает
Но и любовь – мелодия"…