Найти тему
А мы и не знали

«Лопата» от слова «лапа»: при чём тут жмурики?

Оглавление

Эту статью мне трудно писать. Потому что речь пойдёт о… о вещах, которые «алгоритм» не любит. Ну, ладно, вам скажу: о древних жмуриках. Надо же было общинам от них избавляться? А копать эти… как сказать? – в общем, ямы метр на два, было нечем. Поэтому специальных участков земли для захоронений покойников, с крестами или без, очень-очень долго не было нигде на планете.

Землю тогда обрабатывали палкой, рыхлили деревянной сохой и железной тяпкой. Было некое подобие деревянной лопаты – что да, то да – но пока не изобрели пилу, даже такую лопату-нагребалку сделать было трудно. В общем, деревянные лопаты, которыми сгребали зерно, горох и снег, а также сажали хлебы в печь, были толщиной с наши нынешние разделочные доски. А потому и погребений, когда покойников клали на землю, а сверху просто нагребали холмик, тоже не было.

Железо получали из болотной руды, многократно проковывая тестообразную массу (крицу). Из этого кричного железа ковали гвозди и долота, обручи и шилья, ножи, серпы и косы. Для обработки земли – тяпки-мотыжки. Трудоёмкость была чудовищная, а результат скромный. Железная лопата тех веков годилась только для уже упомянутого подгребания, навалки и пересыпки сыпучих материалов. Совковая она была, одним словом.

Такой инструмент для насыпания назвали лопатой, от слова «лапа». По тому же языковому правилу, по которому получили «ушат» от «ухо». У русских и украинцев – лопата; у сербохорватов лóпата, у словенцев, чехов и поляков lораtа, у литовцев lореtà, у ирландцев lореt…

Ею, а до её изобретения прямо руками (лапами), разрыхлённую тяпкой землю сгребали и закидывали на волокуши из еловых веток, или в заплечные короба, чтобы доставить к месту строительства курганов, и насыпать над… теми, которых требовалось скрыть с лица земли, оставив в вечной памяти. Ну, вы понимаете. В горах Тибета бросали дорогого родственника на прокорм птицам-стервятникам. Где был избыток рек с хорошим течением (скажем, в Индии), отправляли поплавать на плотике, а дальше ими рыбы питались. А в сильно лесистых местах разводили костры, на которых утилизировали этих… ну, вы поняли - отходы.

Когда-то так было и на Руси. Жгли, потом ссыпали пепел в горшки, а уже их размещали между двух лесин, и накрывали третьей деревяшкой. Называлось это «домовина», она стояла на земле. А то и засовывали горшочек между корней священного дерева, и приходили время от времени, чтобы помянуть у дерева дорогого покойника. Или клали под священный камень, и ходили поминать к нему. С XI века стали насыпать над милыми прахами земляные курганы. Можно догадаться, что именно тогда освоили совковую лопату.

Профессиональные толкователи обычаев старины, сообразив, что отказ от костров в пользу курганов близок по времени к крещению Руси, предположили прямую связь: дескать, «post hoc, ergo propter hoc» – «после того, значит, вследствие того». То есть будто бы отказ от языческих курганов напрямую связан с появлением прогрессивного христианства. Но знаменитый наш академик Б.А. Рыбаков не согласился: «Христианство ответа всё же не даёт», написал он. Понятное дело. Там, где зарождалось христианство, мёртвых просто заваливали камнем. Вспомните историю с самим Иисусом; пришли жены-мироносицы, «и, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик» (Мк. XVI, 4). В общем, переход к курганостроению был вызван не религиозными причинами, а технологическими.

И лишь когда появилась хорошая, надёжная штыковая лопата, стали умерших, наконец-то, закапывать. Поэтому разговоры, что давайте, мол, вытащим товарища Ленина оттуда, где он хранится уже почти сто лет, и в соответствии с православной традицией выкопаем ямку… и сунем его туда, это пустые разговоры и есть. До конца XIV, начала XV столетий нечем было на православной Руси копать могилы, и не могли они входить в список православных традиций.

Речные волоки и лопата

В старину люди передвигались реками, а междуречья преодолевали, перетаскивая суда вóлоком. В наших среднерусских местах вóлоков было очень много! Сейчас вместо них проложены каналы. Но до каналов надо было ещё дожить, и путь с Балтики на Днепр и Волгу, а оттуда в Византию (и обратно) пролегал через эти вóлоки. Для славянского населения вóлок становился промыслом: за перетаскивание ладей и лодок, за еду и кров купцы-путешественники платили!

Важнейшие вóлоки попали в летописи, в поземельные документы и писцовые книги. Названия некоторых вошли в топонимику: Волочек Кемский, Волок Ламский, Вышний Волочек и пр.

Подмосковные Мытищи получили своё название от «мыты», пошлины за провоз товаров, которую собирали в начале Яузского волока, по пути из Москвы-реки по Яузе в реку Клязьму. Суда тащили по суше около 8 км, и в конце пути спускали вниз, в реку, у сельца Городище, ныне это район города Королёва. С Городища и поныне открывается шикарный вид на деревню Баскаки; там тоже брали дань. Тяжёлое было время для торговли.

Отчего же не рыли каналов? Да оттого, что не было надёжных лопат для копки. Ведь их требовалось много, поскольку переход с реки на реку происходит через водораздел, горку. Это большие объёмы земляных работ! А выполнять их было вообще нечем.

Металлурги достигли температурного потенциала в 1400 градусов Цельсия и больше лишь в XIV веке, и лишь после этого освоили технологию прямого восстановления окислов железа сыродутным методом. Тогда и пошёл быстрый прогресс: научились производить металлические обшивки судов, изготовлять кованые и клёпаные пушки; появились железные ядра для пушек, в XV столетии – первый снаряд и первая граната. Тогда же начали ковать надёжную штыковую лопату, пригодную для рытья земли.

И на то же время на Руси зафиксировано появление фамилии Лопатин. Например, остались в летописи такие деятели: Михайло Матвеев сын Лопатин, московский боярин, 1462; князь Фёдор Васильевич Оболенский Лопата, воевода, 1518; Лопата Телепнев, воевода, 1530, и так далее.

Время перемен

Существенным изобретением примерно того же времени, что и широкое распространение лопаты, стала тачка. В Европе она появилась в XIII веке. То есть, раньше не было задач даже для тачки мощностью в одну человечью силу, а теперь она понадобилась для строительства каналов. Их рыли в Европе, стали рыть и в России: в XIV веке у нас появились первые каналы длиной в 5-10 км. и практически в то же время отказались от насыпания курганов, стали убирать покойников под землю. Появились погосты у Даниловского монастыря, а для знатных особ у каменных соборов Кремля (Успенский, Иоанна Лествичника, Архангельский).

В XVII столетии царь Алексей Михайлович запретил рыть могилы внутри Кремля, и участки для покинувших мир бедолаг начали открывать на городских окраинах. Вся Москва тогда, и позже, при Петре I, была – Кремль, Китай-город, и несколько прилегающих улиц. А окраина, это где сейчас библиотека имени В.И. Ленина, сейчас это центр города. примерно там располагалось тогда Старо-Ваганьковское кладбище; позже его перенесли туда, где оно и сейчас.

Кстати, царь Пётр оказался большим поклонником каналов. В 1703-м он подписал указ о строительстве канала на месте древнего волока между Тверцой и Цной; строили по проекту инженеров из Голландии. Пожелал устроить канал между Шексной и Кубенским озером, где был древнейший Славянский Волок. Этот замысел реализовали только в XIX веке. При Петре же решили вооружить лопатами армию, и с 1711 года восемьдесят из каждых ста рядовых и урядников конной пехоты – драгун, помимо фузеи со штыком, пистолета и палаша, имели по топору, десять – по кирке, и десять по железной лопате.

Проверка Цезаря на достоверность

В «Записках о галльской войне» Юлия Цезаря писано:

«Наши занимают на укреплениях свои посты, и отгоняют галлов фунтовыми пращами, кольями, расставленными по всем шанцам, и свинцовыми пулями. Так как за наступившей темнотой ничего не было видно, то много народа с обеих сторон было переранено»…

Даже не станем обсуждать свинцовые пули, но обратим внимание, что здесь упомянуты редуты и шанцы. Согласно всем военным словарям, редуты (от французского redoute, полевое фортификационное сооружение в виде многоугольника) использовались с XVI века. Слово шанцы (от немецкого Schanze, окоп, укрепление) появилось не ранее XVII века. Понятное дело: рыть окопы без лопаты – занятие бесперспективное.

В чём же дело? А я напомню аналогичный случай (описывал его в моей статье про валенки). Эти самые валенки придумали, стали делать и пустили на рынок при жизни А.С. Пушкина. Сам Пушкин такого слова не знал и в своих произведениях не использовал. Зато следующие писатели оттоптались вволю! Алексей Толстой без стеснения «обул» в валенки любителя каналокопания Петра I, более поздние писатели снабдили этой обувкой крестьян времён Александра Невского. Не удивлюсь, если наши современники напишут, что в валенках щеголяли питекантропы.

Та же история с писаниями якобы Юлия Цезаря. Перед нами или неверный перевод, или, скорее, весь текст написан кем-то, кто уже знал и лопаты, и свинцовые пули, за Юлия Цезаря в XVII веке. Как ни крути, а в I веке лопат не было!

Дмитрий КАЛЮЖНЫЙ.

«А мы и не знали»: История идей, История людей, История вещей.

Год рождения Христа определить невозможно

Рывки, надрывающие пупки: особый путь России

Дерутся деньги, а гибнут люди

Татаро-монгольский Крестовый поход