Сегодня школу часто называют «камерой хранения»: пришел ребенок, провел время, остался жив-здоров и хорошо. Произошли ли при этом открытия и озарения, научился ли он чему-то новому, понял ли что-то о жизни - зачастую нет. Понимая, что ЕГЭ - событие с высокими ставками, от которого многое зависит, родители нанимают репетиторов. От школы ничего особенного не ждут, не требуют. И она теряет тонус.
Эксперты отмечают, что будущее образования связано
с отсутствием заранее заданных целей формирования личности (очень быстро все трансформируется и устаревает)
с невозможностью заранее разработать долгосрочную и универсальную (для всех) модель образования
с открытостью образовательного процесса, в котором у каждого будет своя, гибко изменяющаяся персональная траектория
Обучающихся ждут изменения. Не стоит рассчитывать, что школа своевременно переосмыслит подходы и усовершенствует технологии. Это консервативный социальный институт. Это одновременно и недостаток, и преимущество.
Драйвером изменений в подходах к образованию детей становится (или не становится) семья. Большую роль в этом играет способность родителей следить за тенденциями развития общества, развиваться самим и помогать в этом детям.
Родители должны уметь формировать запрос к школе. Без этого невозможно надеяться на качество образовательных результатов детей: их предметных знаний-умений-навыков, а также способности учиться, общаться, меняться, критически мыслить, творить и т.д.
С целью изучения готовности родителей формировать образовательные запросы к школе в настоящее время проводится исследование «Школа: Оценку ставят родители». География исследования (май 2019 года):
7 городов-миллионников (Москва, Санкт-Петербург, Казань, Краснодар, Красноярск, Нижний Новгород, Новосибирск)
14 региональных административных центров (Белгород, Ижевск, Курск, Липецк, Майкоп, Мурманск, Нальчик, Оренбург, Пенза, Саратов, Симферополь, Тамбов, Хабаровск, Южно-Сахалинск)
другие населенные пункты (малые города, поселки городского типа, села и т.д.) в Краснодарском, Пермском и Ставропольском краях, а также в Кемеровской, Курской, Нижегородской, Свердловской, Тульской и Ульяновской областях
Вот первые результаты:
89% родителей ключевым фактором хорошего отношения детей к школе считают атмосферу доверия и уважения
53% родителей главными причинами отрицательного отношения детей к школе считают скучное преподавание и непрофессионализм учителей
55% родителей считают, что образовательный процесс должен быть живым и увлекательным
50% родителей уверены, что образовательный процесс должен адаптироваться под возможности и потребности ребенка (особенности психики, стиль деятельности, жизненные планы и т.д.)
55% родителей уверены в необходимости внедрения индивидуальных учебных планов с подобранными под каждого учебными курсами
57% родителей приветствуют использование в школах элементов онлайн-образования
91% родителей хотели бы, чтобы в классах было не более 20 человек
Главными качествами учителя родители считают хорошее знание предмета (91%), уважение к детям (77%) и владение современными технологиями и средствами обучения (48%)
Чтобы разработать программу помощи родителям в ориентировании в изменяющихся условиях, необходимы ваши мнения и оценки. Предлагаем принять участие в опросе «Школа: оценку ставят родители»