Найти в Дзене
ЛИТИНТЕРЕС

Ошибка Андерсена в известной сказке

В чем заблуждался знаменитый сказочник? Помните, какими словами открывается сказка Ганса-Христиана Андерсена "Соловей"? "Ты, верно, знаешь, что в Китае все жители китайцы и сам император китаец…" Эту полушутливую фразу из детской книжки многие взрослые воспринимают на полном серьезе. Между тем, она верна с точностью до наоборот. Начать с того, что на троне в Запретном Городе за последние четыреста лет не наблюдалось ни одного монарха китайского происхождения – это место было зарезервировано исключительно за маньчжурами, покорившими своих соседей в XVII веке. Звучит немного странно, но знакомая нам всем Поднебесная Нового времени, превратившаяся в европейскую полуколонию, и без того представляла из себя государство, захваченное иноземцами. Вопреки распространенному мнению о непревзойденных ассимиляторских талантах китайцев, правящая династия Цин четко осознавала и даже культивировала свое этническое отличие от подданных. Был издан специальный указ, запрещающий маньчжурам жениться на

В чем заблуждался знаменитый сказочник?

Г.-Х. Андерсен. Фото с сайта russian7.ru
Г.-Х. Андерсен. Фото с сайта russian7.ru

Помните, какими словами открывается сказка Ганса-Христиана Андерсена "Соловей"?

"Ты, верно, знаешь, что в Китае все жители китайцы и сам император китаец…"

Эту полушутливую фразу из детской книжки многие взрослые воспринимают на полном серьезе. Между тем, она верна с точностью до наоборот.

Начать с того, что на троне в Запретном Городе за последние четыреста лет не наблюдалось ни одного монарха китайского происхождения – это место было зарезервировано исключительно за маньчжурами, покорившими своих соседей в XVII веке. Звучит немного странно, но знакомая нам всем Поднебесная Нового времени, превратившаяся в европейскую полуколонию, и без того представляла из себя государство, захваченное иноземцами.

Фото с сайта liveinternet.ru
Фото с сайта liveinternet.ru

Вопреки распространенному мнению о непревзойденных ассимиляторских талантах китайцев, правящая династия Цин четко осознавала и даже культивировала свое этническое отличие от подданных. Был издан специальный указ, запрещающий маньчжурам жениться на китаянках, благодаря чему два народа существовали в одном пространстве, не смешиваясь.

В какой-то мере эта общественная система напоминала ЮАР эпохи апартеида – для местного населения был полностью закрыт доступ на высшие властные должности. Расистам из Южной Африки «повезло», если можно так выразиться: им, для того чтобы отличить униженного аборигена от белого «хозяина жизни», достаточно было бросить взгляд на цвет кожи. Маньчжуры, сами обладающие той же монголоидной внешностью, что и их подданные, нашли оригинальный выход, заставив китайцев носить косичку – символ покорности. Именно поэтому «отец» китайской революции Сунь Ятсен начал свой бунт с того, что остриг косу. Сделал он это в японском порту Кобэ, поскольку на родине за такой дерзкий шаг ему грозила бы смерть.

Фото с сайта antiloh.info
Фото с сайта antiloh.info

Революция в начале XX века, вызванная противоречиями не социальными, как принято думать, а межнациональными, отправила в небытие династию Цин, вернув Китай китайцам. Но от того, что у руля своей страны, спустя долгие века, наконец, вновь встали ханьцы (так этот народ предпочитает себя называть), государство их не перестало быть полиэтничным.

Мало того, что маньчжуры, восседавшие на троне Срединной империи, вели агрессивную завоевательную политику, успев подчинить себе и Монголию, и Тибет, и Уйгурию, так еще и сами китайцы в этом плане от своих недругов тоже не особо отличались. Правда, их экспансия в основном была направлена на юг, где в лесных чащах обитали племена мяо, чжуан, буи, лису и многие другие. Большая часть из них до сих пор сохраняет свою национальную самобытность и собственный язык.

Народность мяо. Фото с сайта daokedao.ru
Народность мяо. Фото с сайта daokedao.ru

Всего в Китае официально насчитывается 56 нацменьшинств, однако реально их количество, по некоторым оценкам, достигает 183. В сравнении с ханьцами общая численность этих малых народов, конечно, более чем скромна, но разве это повод, чтобы не замечать их существования? Одних чжуанов, к примеру, около 17 миллионов, что вполне сопоставимо с населением среднего европейского государства. В Дании, к слову, сейчас живет пять с половиной миллионов человек, а во времена Андерсена всех датчан было от силы полтора миллиона.

Еще о сказках Андерсена: "Кай и Герда. Кто они друг другу?"

Другие статьи по теме читайте в нашей рубрике #литкитай

________________________

Ваши лайки и подписка на канал помогут выходу новых статей! А еще приглашаем в нашу группу ВКонтакте. И ждем вас в Телеграме

Сказки
3041 интересуется